But I am a creep События

But I am a creep

В Центре имени Мейерхольда показали оперу о буллинге с элементами эмбиента и поп-музыки

Каково это – чувствовать себя изгоем? Именно такой травмирующий опыт ребенок получает в школе из-за буллинга. По недавним исследованиям, каждый десятый школьник на планете подвергается травле со стороны одноклассников, и этот показатель ежегодно растет. Режиссер Екатерина Василёва решила поговорить о наболевшей проблеме на языке оперы. Премьера проекта DARK прошла в Центре Мейерхольда 10 ноября, ровно за день до Всемирного дня борьбы с кибербуллингом.

DARK – результат совместной работы композитора Дмитрия Мазурова и троих подростков-­драматургов – Михаила Левинсона, Петра Алистархова и Даниила Козловского. Вместе они работали над хоррор-­историей в рамках лаборатории «КоOPERAция – Дети», которую придумала режиссер Екатерина Василёва. Почти год назад опера в формате work-in-progress была показана на Малой сцене Театра имени Станиславского, теперь же это полноценный спектакль для детей и их родителей.

Языком музыки рассказывается история школьника Бена, который систематически подвергается буллингу со стороны одноклассников. Однажды в Бена вселяется неизвестное существо и начинает управлять им  школьник становится жестоким и мстит окружающим. Существом оказывается Сэм  умерший мальчик, которого, как и Бена, травили в школе. Освободить Бена помогает доброта и эмпатия его подруги Алисы. Так, в простом и незамысловатом сюжете затрагивается тема детской жестокости.

Композитор и саунд-­артист Дмитрий Мазуров – адепт нового направления. С легкостью соединяет intelligent dance music (IDM) или поп-музыку с миром contemporary – как если бы Беат Фуррер встретил Björk, и они сделали бы коллаборацию. Поэтому в опере DARK легко сочетаются extended techniques постлахенмановского толка и мягкий эмбиент, фриджазовые импровизации и кислотные ритмы техно.

С первых же звуков Мазуров заявляет о себе как интеллектуал, работающий на стыке новой академической и электронной клубной музыки. Электроакустика и синтезаторы напоминают о квир-поп-музыке в духе Anohni, а мягкий, почти что андрогинный тембр голоса главного героя оперы вызывает ассоциации с композициями Тома Йорка и группой Radiohead.

Михаэль Байль, Александр Шуберт или Сара Немцов – подобно зарубежным коллегам-­композиторам, Дмитрий Мазуров преображает музыкальное пространство через медиа и элементы постинтернет-­искусства. В спектакль вплетены реальные видеоинтервью подростков, жертв буллинга. Еще один технологический момент – звучащий костюм, ноу-хау медиахудожницы Насти Алёхиной. В нем, тонко реагирующем на движение в пространстве, появляется Сэм – призрак и альтер эго Бена – то, что главный герой спектакля изживает, и благодаря чему прекращает травлю одноклассников.

Простое и минималистичное визуальное решение оперы DARK контрастирует со звуковой многослойностью спектакля. Одно из самых интересных режиссерских решений – первая сцена. Подростки с баскетбольными мячами постепенно окружают главного героя и буквально «забивают» его. Так и в травле: каждое сказанное слово, как баскетбольный мяч, попадает в тебя и ранит.

Спектакль рассчитан на детей, отчего нарративная сторона усиливается: создатели оперы подробно показывают, как меняется главный герой, что и как с ним происходит. Вокальные эпизоды перерастают в танцевальные сцены, сольные фрагменты у акустических инструментов (от виолончели до бас-гитары) меняются на электронику. В DARK звук доминирует над визуальным началом – иногда даже кажется,что музыка Мазурова уместнее в Minecraft, чем в рамках конвенционального спектакля с певцами и танцорами. Но слаженная и профессиональная команда, включающая певцов Рамазана Юнусова и Надежду Мейер, музыкантов ГАМ-ансамбля под управлением Олега Пайбердина, Театра голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой и артистов центра современного танца «ЦЕХ», создала понятный и доступный спектакль для детей и их родителей.

Во время репетиций одна из артисток оперы DARK запостила в соцсетях необычное фото. На нем была изображена нотная партия, где рукой композитора на слове «чужой» был нарисован Alien (Чужой). Тиражируемый образ поп-культуры отлично вписался в контекст оперы и стал ее ироничной метафорой. Остановить буллинг и заявить: «I’m not a creep» – этот посыл юные зрители Центра Мейерхольда хорошо усвоили.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»

РАМАЗАН ЮНУСОВ,

исполнитель главной роли

Я знаю, что такое школьный буллинг. Столкнулся с этим лет в тринадцать. Помню, во мне бушевал настоящий коктейль из чувств: игнорирование, стыд, злость, неприятие себя. Тогда у меня не было возможности поговорить с ­кем-то об этой ситуации, оставалось только выжидать, когда все прекратится. Поэтому вжиться в роль Бена для меня не составило труда: я этого подростка помню, чувствую, знаю.

ДМИТРИЙ МАЗУРОВ,

композитор

Я не чувствую себя полностью академическим композитором. Чувствую, что устроен по-другому: это касается и музыкального вкуса, и взаимоотношений с современной массовой культурой. Видимо, у меня ­какой-то свой путь – на стыке разных культур.

ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЁВА,

режиссер

Когда мы с художником Соней Кобозевой думали о решении пространства, хотелось избежать буквальности – то есть избежать ссор, потасовок, драк. Отсюда родился образ не то спортзала, не то детской площадки, на которой дети, с одной стороны, играют и там проходят самые счастливые моменты их жизни, а с другой – это территория взросления, где мяч может превратиться из простой игрушки в инструмент проявления агрессии. Качели в сценографии так же, с одной стороны, дают ощущение легкости и невесомости, а с другой – подвешенного состояния, неопределенности. Это основная декорация, которая от сцены к сцене приобретает разные значения: класс в школе, стволы деревьев в лесу, паутина для главного героя, маятник. Каждый зритель считывает это по-своему.