Второй по счету сольный альбом пианиста Дмитрия Маслеева «Быстрое движение» интересен по многим причинам, но прежде всего – самим выбором программы. Это классика, но с привкусом джаза: произведения Шостаковича, Цфасмана и Капустина, сыгранные стильно, с любовью и блеском. Признаюсь, для меня оказалась несколько неожиданной эта «тайная страсть» к джазу золотого лауреата Конкурса имени Чайковского: до сих пор на сцене он был вроде бы «застегнут на классические пуговицы». Однако сомнения рассеялись после первого же разговора с Димой. Да, это именно его идея «записать немного хулиганскую программу», и во время гастролей в Красноярске он осуществил ее вместе с Владимиром Ланде и возглавляемым им Красноярским симфоническим оркестром.
Конструкция диска стройна и логична. Она объединяет трех композиторов, духовно связанных друг с другом, и это сродни даже некой музыкальной эстафете. К примеру, Шостакович написал для Цфасмана фортепианные соло в своей музыке к нескольким фильмам, и Александр Наумович расценил это как «дар судьбы». В свою очередь, Николай Капустин выступил на вечере памяти Цфасмана – выдающегося советского джазмена, автора популярнейшего «Неудачного свидания». Сыграл тогда, в 1971 году, знаменитые «Снежинки» – пьесу, что открывает Сюиту Цфасмана для фортепиано с оркестром и, соответственно, диск Дмитрия Маслеева.
Цфасмановский зачин здесь далеко не случаен, более того, именно название последней пьесы Сюиты «Быстрое движение» и дало заголовок всему альбому. Всего же в ней четыре пьесы (между «Снежинками» и «Быстрым движением» еще «Лирический вальс» и «Полька») – четыре маленьких шедевра, которые по не очень понятным причинам звучат не так часто, как могли бы, хотя это потрясающие бисовые номера, которые украсили бы финал любого концерта. Правда, несколько лет назад Сюиту стал играть Михаил Плетнёв – и как дирижер, и как солист, и интерес к ней вновь вспыхнул.
Сочинения, представленные в альбоме, обнимают 40 лет – целую советскую эпоху: с 1933 года, когда был написан Первый фортепианный концерт Дмитрия Шостаковича, до 1972-го – времени создания Второго концерта для фортепиано с оркестром Николая Капустина. Все три вещи вроде бы далеки по времени, но близки по духу, недаром альбом слушается на одном дыхании. Дмитрий Маслеев, продумывая программу, именно к этому и стремился. Он отталкивался от известной цитаты Шостаковича о «законном праве на смех в серьезной музыке». И, например, в Первом концерте, по словам классика, он хотел выразить современную эпоху, которую воспринимал как «героическую, бодрую и исключительно жизнерадостную». Очевидно, что под стать концерту Шостаковича и два других, не менее духоподъемных произведения.
Сближает эти сочинения и еще один немаловажный факт: они созданы пианистами-виртуозами. И, по мнению Дмитрия Маслеева, это очень чувствуется в фортепианной фактуре: все пассажи, даже самые виртуозные и эффектные, написаны удобно, они будто «сразу в руки ложатся». Ноты Второго концерта Николая Капустина, в далекие 1970-е завершившего этим сочинением свою фортепианную карьеру, Дмитрий вообще получил из рук автора, когда лет 10 назад оказался у него в гостях. С тех пор мечтал его сыграть, и вот – именно этот джазовый концерт стал достойным финалом программы диска.
«Быстрое движение» – альбом очевидно ностальгический. Это ностальгия не по лучшим временам даже, а скорее по утраченным сегодня позитивным ощущениям, по высокой мечте, по красоте – в том числе мелодической, ну и, наконец, по человеческой теплоте… По всему тому, что сохранила эта превосходная музыка как яркий документ эпохи.