CARL STONE: ELECTRONIC MUSIC FROM 1972–2022 <br>UNSEEN WORLDS Релизы

CARL STONE: ELECTRONIC MUSIC FROM 1972–2022
UNSEEN WORLDS

Кто сейчас уже вспомнит о давно минувших годах, когда для семплирования — приема в электронной музыке, при котором берется кусочек уже существующей аудиодорожки и используется при создании новой композиции, — нужны были целые комнаты с кучей аппаратуры, проводами и, главное, мозгами, которые знали, как все это привести в движение? А ведь именно тогда начал сочинять Карл Стоун — американский композитор, пионер живой компьютерной музыки и «король семплинга» по версии авторитетного издания Village Voice. В этом году музыкант, который использовал компьютеры на сцене еще до того, как это стало мейнстримом, отмечает свое 70-летие. В 2019 году он прилетал в Москву, чтобы выступить на фестивале Fields и дать лекцию в Moscow Music School.

В честь этой круглой даты лейбл Unseen Worlds выпустил тройной винил Стоуна Electronic Music from 1972–2022 — антологию, прочерчивающую траекторию его 50-летней карьеры до наших дней. Это девятый релиз Стоуна на бруклинском лейбле — главном распространителе и популяризаторе его работ, начиная с 2008 года. В 2016 и 2018 годах лейбл выпустил два ретроспективных альбома сочинений автора, написанных в последние три десятилетия прошлого века и представляющих большой интерес для любителей и исследователей электронной музыки.

Альбом начинается с двух ранних пьес Three Confusongs и Ryouund Thygizunz, написанных в 1972 году, когда сочинительство Стоуна окончательно перешло на рельсы электроакустического письма. В них голос и поэзия Стефана Вайзера — пионера жанра индастриал, позже известного как Z’EV, — растягивается и зацикливается, теряя при этом ­какой-либо семантический смысл. В композициях конца XX века — Vim, Noor Mahal и Flint’s — можно уже услышать фирменный стиль Стоуна, в выработке которого не последнюю роль сыграли новые технологии того времени. С 1986 года автор одним из первых начал активно использовать компьютеры в своих выступлениях, позволившие с легкостью смешивать различный материал в единую музыкальную фактуру. Зацикленные фрагменты абсолютно разной музыки восстают из прошлого и начинают взаимодействовать друг с другом, создавая эклектичную и причудливую атмосферу. Семплы сёрфа и датской попсы, пульсирующие ритмы перкуссии и рев электрооргана, прерывистый вокал и лиричная виола да гамба сосуществуют бесконфликтно, смешивая культуры сквозь время и пространство.

Композиции Morangak, Ngoc Suong и L’Os à Moelle пишутся в новом тысячелетии и задействуют привычный нам laptop. Morangak напоминает It’s Gonna Rain Стива Райха, отличающийся лишь тем, что за вокал отвечает Фредди Меркьюри. А в сочинении L’Os à Moelle роковый рифф в стиле The Doors очень медленно перерастает в кусочек Пятой симфонии Бетховена. Заканчивают альбом три миниатюры, написанные в 2022 году: Walt’s, Kustaa, Merkato. Пьеса Walt’s напоминает саундтрек к компьютерной игре 1990-х на приставке Sega Mega Drive. Несмотря на постоянные дергающиеся заикания, атмосфера полна беззаботности и легкости, будто бы летний денек на солнечном австралийском пляже.

Electronic Music from 1972–2022 идеален для того, чтобы начать погружение в мир электронной музыки Стоуна. В этих композициях и любитель поп-музыки, и адепт экспериментального саунда может найти ­что-то для себя, что охотно отзовется в сердце, будь то мрачные тембры ранних работ, навязчивые попсовые мелодии или же калейдоскопический микс разных культур. Музыка для разума, сердца и тела.