«Царская» на водах События

«Царская» на водах

В Кисловодске сыграли оперу Римского-Корсакова

В этом году неожиданно на самых разных сценах, в самых разных географических точках России, но практически одновременно состоялись премьеры «Царской невесты». Мариинский театр представил сразу две версии – спектакль Александра Кузина на Новой сцене в Санкт-Петербурге и постановку Вячеслава Стародубцева на Приморской во Владивостоке. В Петербурге свою «Царскую» выпустил также театр «Зазеркалье», а самой экзотической постановкой последних месяцев наверняка может считаться open air Иркутской областной филармонии в Илимском остроге.

В отличие от сибирских коллег, Северо-Кавказская государственная филармония подошла к вопросу вполне традиционно и показала премьеру на сцене знаменитого кисловодского Курзала, где выступали еще Антонина Нежданова и Федор Шаляпин. Интересно, что зал этот, уникальный как по акустике, так и по архитектурному убранству, и называемый ныне театрально-концертным залом имени Василия Сафонова, – практически ровесник самой оперы Римского-Корсакова. Он обладает оркестровой ямой, что и дает возможность филармонии разнообразить свой репертуар оперными постановками. Здесь уже идут «Свадьба Фигаро» и «Севильский цирюльник», «Травиата» и «Тоска», «Евгений Онегин» и «Иоланта». Теперь же пришла очередь и «Царской».

Постановщиками нового спектакля стали московский режиссер Алла Чепинога и греческий – или тоже московский – дирижер Димитрис Ботинис. Оба они давно уже не новички на кисловодской сцене и хорошо знакомы с местными реалиями. В главных партиях выступили артисты филармонии, за исключением московского же баса, солиста «Геликон-оперы» Михаила Гужова в партии Собакина. Традиционное сценографическое решение с парчовыми кафтанами-сарафанами, расшитыми кокошниками и белокаменными теремами идеально вписалось в интерьеры исторического зала. Впрочем, при всей традиционности постановки, режиссерской находкой «на злобу дня» стала новая линия со скоморохом-диссидентом, устроившим крамольное площадное представление и жестоко преследуемым государевой опричниной.

Имя Шаляпина упомянуто было не случайно. Он тут своеобразный гений места. Общеизвестно его афористичное высказывание: «Для жизни рожден я в Казани, для сцены Кавказом рожден». «Дача Шаляпина», которую певец с перерывами снимал на протяжении 20 лет, находится в 5 минутах ходьбы от филармонии, а один из ее залов – в Ессентуках – носит имя великого артиста. Казалось бы, между Шаляпиным и «Царской невестой» не так много общего: Федор Иванович в ней не пел. Тем не менее по воспоминаниям современников, услышав новую оперу Римского-Корсакова «Царская невеста», он так пленился ролью Грязного, что просил Римского-Корсакова переделать ее для него. Однако Николай Андреевич будто бы ответил: «Написал я роль, имея в виду баритона, и переделывать не могу».

К счастью, в кисловодской труппе нашелся идеальный Грязной – Сергей Майданов, который полностью оправдал появление этого спектакля в афише филармонии. Его партнерши – тоже штатные солистки, много выступающие с сольными программами, – Элеонора Кипренская–Любаша и Наталья Говорская–Марфа. Для каждой из них эти партии стали большим и долгожданным подарком. Упомянем еще Ивана Буянца–Лыкова, Михаила Ходжигирова–Скуратова и особенно Виктора Журавлева–Бомелия. И, конечно, уже отмеченного Гужова–Собакина. Так что актерский ансамбль подобрался вполне убедительный. И несмотря на скромный размер театральной сцены и немногочисленный, однако стройный хор, «Царская невеста» в Кисловодске прозвучала в лучших традициях большого стиля русской оперы.