Celebration of Life in Death <br>Anna Prohaska, La Folia Barockorchester, Robin Peter Müller <br>Alpha Релизы

Celebration of Life in Death
Anna Prohaska, La Folia Barockorchester, Robin Peter Müller
Alpha

Посвященный смерти альбом Анны Прохазки стал откликом на пандемию Covid-19. На роль партнера певица выбрала дрезденский La Folia Barockorchester под руководством Робина Петера Мюллера, а плейлист составляла, ориентируясь на связь музыки с тематикой болезни и смерти. Уже случалось, что Прохазка выстраивает альбом на основе приглянувшихся ей (и не всегда логично сопоставленных) эпох и стилей, так произошло и на этот раз.

Dies irae задает тон посвященному смерти диску. И это лишь намек, полноценной интерпретацией этот трек назвать нельзя, ведь певица исполняет только несколько первых, хоть и самых известных, строф секвенции. Далее следуют три народные песни (французская, немецкая и сефардская), а затем – резко отличающаяся от них итальянская баллада XIV века, в которой слышатся влияния византийской музыки. Центральный блок составляют барочные кантаты Граупнера и Тундера. Конец же стилистически похож на лоскутное одеяло: последний миннезингер Волькенштейн и последний трувер Машо, легкомысленный Пёрселл, народная песенка и, наконец, финальный блок, сопоставляющий Тундера и Букстехуде с Ленноном и Коэном.

Несмотря на высокое мастерство Анны Прохазки на поприще барочной музыки, альбом, выстроенный таким образом, не работает как единое целое. Более того, в непривычных для певицы стилях слышны вокальные изъяны – она то пытается подражать фольклорной или эстрадной манере, то вдруг переходит на оперный вокал.

Народные песни J’ai vu le loup и Oh, du lieber Augustin привычнее слышать в исполнении фолк-групп, с простой аранжировкой и безыскусными голосами, а исполнение Прохазки лишает их привычной легкости. Песенка Пёрселла, призывающая отказаться от любви в пользу мужской дружбы и алкоголя, чересчур тяжеловесна в ее исполнении, а хор пьяниц на заднем плане звучит не как элемент стиля, а как дефект записи. В Eleanor Rigby Леннона непродуманная аранжировка заглушает певицу в нижнем регистре, особенно когда она пытается петь эстрадным голосом. А Hallelujah Коэна хоть и перекликается с предшествующим пассажем на слове «аллилуйя» у Букстехуде, но в общем контексте звучит наиболее чужеродно.

При этом кантаты Граупнера и Тундера, заполняющие около трети альбома, отличаются большим техническим мастерством, пассажи исполнены с неощутимой виртуозностью, нет ни одного места, где певица задыхалась бы или необдуманно вела фразу. Удались ей и сочинения средневековых авторов, а также некоторые народные: моим личным фаворитом стала сефардская песня Morena, me llaman.

Такое строение буквально вынуждает выбирать понравившиеся композиции и сохранять их в отдельный плейлист, благо среди них есть немало достойных. Натолкнуться можно и на еще один подвох: если вы не поклонник певицы, а поклонник ­какого-то одного из представленных стилей, остальное может вам показаться неуместным. Впрочем, любителям барокко этот альбом стоит послушать в любом случае, ведь основную часть Прохазка исполняет на высшем уровне.