Церемония награждения прошла в формате офлайн, что нынче воспринимается то ли как чудо, то ли как подвиг организаторов (прежде всего, конечно, энергичного основателя премии Михаила Мугинштейна). В тот вечер печальные реалии нашего времени для зрителей обернулись сплошными плюсами: мы увидели и услышали лучших певцов страны. Едва ли в той, прошлой жизни можно было бы собрать на одной сцене в одно и то же время более чем востребованных Елену Стихину, Евгения Никитина, Екатерину Губанову, etc. А тут – пожалуйста, да еще и в изысканной программе, составленной явно для оперных гурманов. Не все, но многое шло по разряду «редкости» и/или эксклюзива. А разве не таковы, например, арии Франческо из оперы Верди «Разбойники» (Игорь Головатенко) или Эллен Орфорд из «Питера Граймса» Бриттена (Екатерина Петрова)?
В отличие от многих церемоний, в данном случае для организаторов главное – не вручение статуэток и бесконечные панегирики от «вручантов» и пресловутые «спасибо, мне так волнительно» от «получантов», а именно концерт, его качество. Поэтому слов было минимум, музыки – максимум. Не звучало «проходных» увертюр для нагнетания времени, не было и сверхпопулярных «бисовых» номеров. Начали, конечно же, с арии Casta Diva из оперы «Норма» Беллини (Елена Стихина). Все, планка задана! И ее держали все – и свежеиспеченные лауреаты, и победители прошлых лет (Игорь Головатенко, например, лауреат-2018, Дмитрий Ульянов и Наталья Мурадымова – 2015). Бальзам на душу – обилие Вагнера, который, по-моему, никогда не перестанет быть экзотикой в Москве. А тут – и монолог Голландца из оперы «Летучий голландец» (фирменная роль солиста Мариинского театра Евгения Никитина), и его дуэт с Сентой (в ее партии – также мариинская солистка Елена Стихина), и Смерть Изольды из «Тристана и Изольды» в интерпретации Екатерины Губановой (отмечу, кстати, достойную игру оркестра «Новой Оперы» под управлением Андрея Лебедева). К «Рихарду Первому» (Вагнеру) добавили в финале и «Рихарда Второго» (Штрауса) с нежным, за душу берущим терцетом из «Кавалера розы» (Елена Стихина, Гаянэ Бабаджанян, Ольга Селиверстова).
В этом году номинаций стало больше: «Спектакль года» разделили на «Оригинальную постановку» (нынче это «Поругание Лукреции» Бриттена, театр «Новая Опера») и «Копродукция» («Похождения повесы» Стравинского, МАМТ, совместно с фестивалем в Экс-ан-Провансе). «Событием года» жюри назвало оперу Этвёша «Три сестры» (Урал Опера Балет), а «Европейским событием» – «Сказку о царе Салтане» в театре Ла Монне (Брюссель, режиссер – Дмитрий Черняков). «Певец и певица – 2019» – Евгений Никитин и Екатерина Губанова, среди зарубежных таковой парой сочли Кристофера Мальтмана и Марлис Петерсен. Елена Стихина получила статуэтку в номинации «Взлет». Специальный приз отдали Музыкальному театру за мировую премьеру оперы «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, который несколько десятков лет ждал этого события, дождался, но, увы, нынешним летом покинул этот мир. Жюри обсуждало возможность введения еще одной номинации – за концертные исполнения опер, и это было бы, на мой взгляд, весьма интересно, потому что мы-то знаем, сколь яркими, оригинальными и порой неожиданными бывают такие оперы-концерты даже не в театрах, а в филармонических залах. Возможно, в будущем такая номинация и появится.
В целом же вся эта дивная музыка церемонии-концерта Casta Diva пронеслась как сон, как несбыточная мечта, утраченные иллюзии, ностальгия по прошлой жизни, когда нет-нет, но и Вагнера, и Штрауса, и Бриттена ставили в Мариинском, Михайловском, Большом, «Новой Опере»… А теперь? Михаил Мугинштейн в обращении к зрителям честно признался, что не знает, что будет делать в 2021-м, когда надо будет итожить сумасшедший 2020-й.