Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Для своего первого концерта в новом статусе Ботинис выбрал репертуар, не укладывающийся в привычный филармонический «джентльменский» набор – из увертюры, симфонии и концерта с солистом. Из трех названий он оставил два: Концерт заменила Симфония-концерт Прокофьева, Симфонию – «Симфонические танцы» Рахманинова. Роль недостающей оперной увертюры либо пьесы «сыграл» бис, в котором прозвучал заключительный фрагмент балета «Лебединое озеро» Чайковского. В экстравагантности маэстро не откажешь, впрочем, как и в оригинальности сопоставления двух имен русских классиков: не так часто Рахманинов и Прокофьев соседствуют на афишах, слишком уж они разные «планеты».

В таком соединении этих имен сегодня актуализируются волнующие нас смыслы. Например, принципиально иные жизненные стратегии авторов, почти ровесников: возвращение «блудного сына» Прокофьева на родину, невозвращение приверженца других взглядов на Россию Рахманинова. И, конечно, контекст их сочинений: военные сороковые – с рахманиновским соединением брутальных звучаний и ностальгической нотой по утраченному – и поствоенные пятидесятые, с иносказательной, замысловатой манерой Прокофьева.

В обоих сочинениях программы оркестр продемонстрировал разные качества. В роли аккомпаниатора был чуток к солисту Симфонии-концерта Александру Рамму (лишь в первой части, как показалось, были небольшие трения: солист играл эмоционально, а оркестр оставался более холодным участником диалога). Рамм наполнил свою партию целой гаммой настроений, особенно проинтонировав лирические фрагменты и драматическую каденцию в средней части сочинения. Как полнокровный «солист» оркестр развернулся в «Симфонических танцах». Чувствуется, что именно музыка Рахманинова стала для Ботиниса той стихией, где максимально проявились его темперамент и чутье оркестра, где дирижер смог «играть» не только тембрами, но и временем (во второй части, которая прозвучала с ощутимым эффектом ретро, словно из другой эпохи). Эффектно была воплощена и стилевая многослойность рахманиновской музыки, с ее аллюзиями на сочинения композиторов-кучкистов, древние литургические песнопения и ясно читаемую цитату западного символа Судного дня – Dies irae. Ботинис слышит оркестр объемно, особенно внимателен он к духовым инструментам, отчетливо маркирует главное, но при этом не затушевывает подголоски и иные линии, представляя все выпукло, полифонично.

Оркестранты вполне четко реализуют задумки маэстро, между музыкантами и их лидером, как слышно, есть и взаимопонимание, и доверие. Тем удивительнее, после убедительных интерпретаций Прокофьева и Рахманинова, был завершающий опус программы на бис. Дирижер проинтерпретировал балетный фрагмент Чайковского с зашкаливающей силой (постарались ударные) и прямо-таки жестким характером. Куда делся рафинированный петербургский стиль Ботиниса здесь, остается только гадать – возможно, такое прочтение было спровоцировано общей тональностью инаугурационного вечера, который хотелось закончить, вероятно, на сверхпатетической ноте.

Пока филармония анонсировала, кроме сыгранной, еще только пять программ с участием маэстро в течение всего концертного года. Первый полноценный сезон Димитриса Ботиниса в Петербурге тем не менее обещает быть горячим, ведь дирижер сохранил за собой и лидерство в Новосибирском академическом симфоническом оркестре, с которым выступает для петербуржцев в октябре – и тоже с рахманиновско-прокофьевской программой.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»