Чего не слышат короли События

Чего не слышат короли

Баритон Томас Хэмпсон и бас-баритон Лука Пизарони спели с РНМСО под управлением Михаила Татарникова концерт, который по насыщенности и театральности даст фору многим вечерам в театре, а по глубине работы с репертуаром и вниманию к нему – иной камерной программе.

Проект No Tenors Allowed («Тенорам вход воспрещен»; но вход только на сцену, не в зал) сложился в конце 90-х, когда Хэмпсон вместе со своим другом и коллегой, легендарным американским басом Сэмюэлом Рэми, выпустил диск с таким названием и дал серию концертов. Со временем старшего товарища заменил младший – тандем Хэмпсон/Пизарони начал складываться в 2003 году, когда на Зальцбургском фестивале в «Дон Жуане» Мартина Кушея и Николауса Арнонкура мэтр Хэмпсон пел Дон Жуана, а дебютант Пизарони – Мазетто.

Хэмпсон, практик и теоретик, филантроп и исследователь, успел поучиться у великих, поработать с легендами и сам стать легендой. Его дискография насчитывает больше полутора сотен записей, а исполненными партитурами можно, наверное, вымостить путь от Земли до Луны несколько раз. Помимо таланта и невероятной работоспособности Хэмпсон знаменит умением и желанием говорить о музыке, помогать ее услышать в общественно значимом контексте, воодушевлять молодых артистов. Эмиссар песни как формы искусства, Хэмпсон не чурается ни сложного академического репертуара, ни популярного эстрадного – глубину и смысл он находит там, где они могут быть, а не там, где общественное мнение велит искать. В молодости Хэмпсон собирался стать дипломатом, но в итоге занялся делом, которое сам считает более полезным и осмысленным: делает слышимым то, что должно быть услышано. В этом Пизарони – его верный ученик и последователь, но при этом совершенно автономный артист новой формации, влюбленный в театр и готовый решать сложные режиссерские задачи, с голосом, наиболее выигрышно звучащим в студии.

В последнее время оба артиста начали регулярно приезжать в Россию: Хэмпсон уже в третий раз за пять лет дает концерт в Москве, Пизарони успел не только выйти в концертах, но и, например, поучаствовать в премьере «Ариоданта» в Большом и в Фестивале Дмитрия Хворостовского в Красноярске.

No Tenors Allowed – это не фиксированный набор концертных номеров, а энциклопедия романтических оперных дуэтов и арий для низких голосов, из которой солисты выбирают нужные для конкретного выступления с оркестром или под рояль, плюс подборка из американских мюзиклов, которые тоже, в зависимости от обстоятельств и выбранных аранжировок, исполняются с микрофоном, без микрофона либо не исполняются вовсе.

Москве повезло особенно. Хэмпсон решил вспомнить вердиевского Макбета, которого было списал в архив, Пизарони снова и с новой силой замахнулся на вердиевского же Филиппа из «Дона Карлоса»; а еще оба были готовы веселиться сами и веселить зал (чему немного мешало отсутствие супертитров) – половину второго отделения заняли мюзиклы и оперетта.

Лука Пизарони и Томас Хэмпсон

При беглом взгляде программа выглядит собранной по тривиальному хронологическому принципу: от Моцарта через Легара к Коулу Портеру; если присмотреться, то она (как и все в концерте) не так проста. Сперва «Свадьба Фигаро», в которой идеи свободы и противодействия доминирующему общественному строю хорошо спрятаны; затем «Дон Жуан», вроде бы исключительно о плотской любви, но если прислушаться – то об уважении; потом «Пуритане» Беллини – вой­на ­где-то далеко, а прямо сейчас нужно решить, поступить по совести или радостно дать сопернику умереть. Дальше кульминация – вердиевский блок, который открывается увертюрой из «Набукко» и прерывается антрактом после дуэта Restate из «Дона Карлоса». Во втором отделении к галерее сюжетов о социальной ответственности добавляется портрет узурпатора Макбета, интермеццо из «Манон Леско» Пуччини (всех неудобных – в ссылку), выходная ария графа Данило из «Веселой вдовы» Легара (ради любимой родины он, как мы помним, исключительно кутит на ее деньги) и блок мюзиклов, в котором доминируют сочинения Коула Портера (а он, как мы помним, был гомосексуалом). Второе дно есть даже у задорнейшего дуэта Anything You Can Do из мюзикла Ирвинга Берлина Annie Get Your Gun, который певцы подают как дружескую перепалку при абсолютном взаимном признании: номер заводной и очень смешной, но если вспомнить сюжет мюзикла, то он о том, как мужчина и женщина соперничают и борются за равноправие (и женщина принимает решение проиграть).

Сейчас Хэмпсон снова на пике вокальной формы, его инструмент слушается его безусловно. У него на службе не только гибкий голос с богатым светлым тембром, но и выразительный язык тела. Вместе с Пизарони они творят настоящий оперный театр, выращенный из музыки и прочитанного музыкой слова. При этом они, разумеется, не партизанствуют и фиги в кармане не держат – просто не скрывают актуальности произведений, создававшихся как актуальные и на такое понимание рассчитанных. И точно никому не мешают получать от концерта удовольствие. С ними заодно и Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Михаила Татарникова, работающий изумительно слаженно и явно от души.

Молодые оркестранты (больше всех поражает валторнистка Аида Насибова, соло которой в дуэте Il rival salvar tu dei… Suoni la tromba из «Пуритан» Беллини прозвучало с изумительной бережностью и красотой) полны энтузиазма. Должно быть, поэтому почти все номера играются полным составом оркестра – что по-настоящему уместно звучит только в музыке, написанной в расчете на микрофон у солиста, – упускать возможность поучиться у таких артистов, да и просто побыть с ними на одной сцене, очевидно, не хочет никто. И вот ­они-то явно ловят и каждый жест, и каждый нюанс, и каждый акцент во фразе: когда Макбет голосом Хэмпсона уверенно делится опытом тирании, когда пуритане спорят о долге и чести, когда вернувшийся из разоренной Фландрии Родриго ди Поза и король Филипп ищут и не находят возможности говорить о свободе. «Король ничего не слышал, не бойся», – успокаивает Хэмпсона-­Позу несгибаемый Филипп неожиданно тяжелым и весомым голосом Пизарони. В самом деле, это не страшно; страшно, если не услышали в зале.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»