Однодневный фестиваль новой музыки для народных инструментов проводится уже третий год, и за это время у него сформировались определенные традиции. Каждый раз для «Вдохновленных космосом» неизменными остаются состав исполнителей – одноименный ансамбль, дата – 12 апреля и место проведения – галерея-мастерская «ГРАУНД Солянка», уже давно зарекомендовавшая себя как концертная площадка и пространство для экспериментов в области современной музыки.
Организаторы фестиваля видят его миссию в первую очередь в расширении репертуара для народных инструментов. В этот раз был проведен опен-колл для композиторов: всего было подано тридцать шесть заявок, из которых отобрали семь сочинений. Свои работы представили Наталья Прокопенко, Галина Краснокутская, Михаил Пучков, Аглая Севастьянова, Диана Аксиненко, Олеся Ростовская и Павел Поляков. Перед ними стояла задача не просто создать произведение на космическую или народную тематику, но и переосмыслить роль обряда в культуре. На первый взгляд может показаться, что органично объединить в современной музыке фольклор и космос, избегая при этом натяжек и стилистических банальностей, практически невозможно. Однако композиторам и исполнителям как нельзя лучше удалось передать неочевидную связь между этими столь далекими друг от друга понятиями. Сформировавшаяся во второй половине XX века «вдохновленная космосом» массовая культура стала воплощением футуристических чаяний художников, попыткой предсказать, каким будет далекое будущее в условиях научно-технического прогресса. В то время как фольклор – это, наоборот, попытка восстановить облик далекого прошлого, еще тесно связанного с природой и мифологическим сознанием. В День космонавтики, который в этом году совпал с полнолунием, мечты о прошлом и будущем органично переплелись в настоящем, явив живое и актуальное искусство, существующее на границе миров и времен.
Программа концерта представляла собой продуманное и последовательное высказывание, раскрывающее разные смысловые оттенки понятий космоса и ритуала. Так, в произведении «заКЛЁНание» композитор Галина Краснокутская совместила погружающую в транс электронную музыку с исследованием материала, из которого изготовлена балалайка-контрабас, – древесины клена. Исполнитель Александр Звягинцев, казалось, испробовал все возможные способы звукоизвлечения на балалайке: он то использовал инструмент в качестве струнно-щипкового, то в качестве ударного, стуча по деревянному корпусу, то и вовсе извлекал из него «инопланетный» скрип, водя по струнам металлической крышкой. Продолжила тему материи пьеса Дианы Аксиненко «Ведьмин студень», вдохновленная образом космической субстанции из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Через завораживающее диссонансное звучание аккордеона и гуслей звончатых композитору удалось передать зловещую природу фантастической материи.
Дальнейшая часть программы была посвящена непосредственно обрядам. В качестве дирижера этих небольших мистических действ выступила Ольга Власова – признанный специалист в области новой музыки и один из организаторов фестиваля. В пьесе «Солнцеворот», написанной для четырех народных инструментов, трех фольклорных голосов и электроники, композитор Наталья Прокопенко переосмыслила традиции праздника Ивана Купалы. У музыкантов получилось акустически реализовать ограниченное пространство галереи: в начале голоса певцов раздавались из-за двери напротив сцены, потом исполнители расходились по залу, заполняя помещение звуками так, что зрители смогли ощутить себя частью воображаемого ритуала в честь летнего солнцестояния. Схожее по атмосфере и звучанию произведение Павла Полякова «Вечерница» также было посвящено небесному светилу – Венере и основывалось на народном тексте – заговоре из старинного белорусского обряда.
Очень удачной оказалась идея ввести в программу концерта элемент фантастики: для произведения Михаила Пучкова GAIА-BH1 была придумана целая легенда. Согласно буклету, композиция представляет собой колыбельную, которая якобы звучит для астронавтов, находящихся в криогенном сне продолжительностью в 1560 лет, во время космического путешествия к черной дыре Gaia-BH1. Язык, на котором она исполняется, тоже выдуманный. По замыслу композитора, для того чтобы песня была понятна космонавтам разных национальностей, ее текст составлен на эсперанто – уникальном в своем роде изобретении в рамках неудавшегося утопического эксперимента. В истории Михаила Пучкова полет к черной дыре тоже представлен как проект, обреченный на провал: в конце путешествия экипаж космического корабля трагически погибает – словно приносится в жертву научному прогрессу, пришедшему на смену традиционным религиозным верованиям.
Схожим образом тему космических полетов переосмыслила Олеся Ростовская в сочинении «Человек живет на земли, как и трава растет». Согласно композитору, оторваться от Земли и исследовать дальний космос людям мешает маленькая продолжительность жизни. Под аккомпанемент записи синтезатора АНС звучит песня на текст старообрядческого духовного стиха «О исходе души от тела», вдохновленного строками 102-го псалма о скоротечности жизни: «Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет». Несмотря на внешний пессимизм пьесы, христианский, а не языческий характер обрядовости все же позволяет сделать предположение о возможности покорения небесных сфер, если не благодаря технологиям, то с помощью веры. Финальный номер программы как будто подтверждает эту мысль. «Точка Альфа» Аглаи Севастьяновой иронично объединяет научное и религиозное объяснение происхождения Вселенной. Название произведения, с одной стороны, отсылает к Большому взрыву, а с другой – к Библии. Композитор в виде сонограммы зашифровала в музыке фрагмент цитаты из книги Откровения Иоанна Богослова: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец». Во время исполнения пьесы на сцене тоже происходит небольшой «апокалипсис»: музыканты встают с места, поворачиваются вокруг себя, уходят за кулисы, всячески расшатывая привычные рамки концерта. По замыслу композитора, «Точка Альфа» – это еще и название ритуала на планете Kepler-438, жители которой празднуют каждый взрыв сверхновой. Здесь, на Земле, тоже состоялся праздник: появление сверхновой музыки было встречено бурными аплодисментами. На бис ансамбль «Вдохновленные космосом», вероятно, в честь полнолуния, исполнил произведение Мердана Бяшимова «Моя луна» из программы прошлогоднего фестиваля – знак того, что новая музыка уже прочно вошла в репертуар коллектива и «космическая» традиция пустила корни.