Чертовски смелые Анонсы

Чертовски смелые

Баварская опера готовится к смене курса

Новый художественно-­управленческий триумвират Баварской оперы – интендант Серж Дорни, музыкальный директор Владимир Юровский и руководитель балетной труппы Игорь Зеленский – поделились планами на грядущий сезон 2021/2022. Центр тяжести смещается в сторону музыки XX века – и этого следовало ожидать: еще возглавляя прогрессивную Лионскую оперу, Дорни зарекомендовал себя как страстный почитатель современного репертуара. В Мюнхене у одного из самых активных последователей Жерара Мортье появится единомышленник в лице Владимира Юровского – широко известного пропагандиста и адвоката актуальных пьес и музыкальных раритетов. Новый сезон пройдет без постановок вердиевских хитов и «бенефисных» спектаклей. Готова ли баварская публика к новому курсу театра? Команда отвечает единогласно: вполне.

В планах – одиннадцать премьер. Первая новинка – «Нос» Шостаковича – появится уже этой осенью, и готовят ее Владимир Юровский и Кирилл Серебренников. Несмотря на давнее знакомство, их творческие пути пока не пересекались, но все шло к тому, что рано или поздно на театральной карте мира появится общая координата. Серебренников, как мы помним, невыездной, что, конечно, осложняет дело, но тандем нашел пути решения проблемы. В спектакле задействовано огромное количество российских певцов, поэтому репетиционный процесс частично будет проходить в Москве.

«“Нос” – опера, безусловно, сатирическая. Шостакович писал ее в 1927–1928 годах, и тогда она воспринималась как сатирическое изображение царской России, что было вполне правомочно, – говорит Юровский. – Однако сложности возникли, когда в “Носе” обнаружились параллели с современным обществом. Я думаю, что не только из-за богатого диссонансами музыкального языка этого произведения, но и по причине возможных ассоциаций с устройством тогдашней Советской России “Нос” исчез со сцены и вернулся в отечественный репертуар лишь в 1974 году в постановке Московского камерного музыкального театра Б.А. Покровского под управлением Геннадия Рождественского. Шостакович тогда был еще жив, и он застал тот момент, когда его первенец вновь появился на афише. Но через год Шостакович умер».

Дирижер отмечает, что выбор этого названия обусловлен тем, что в Баварской опере никогда прежде не исполнялось это раннее сочинение Шостаковича. В целом позиция нового музыкального директора такова: произведения, созданные в недрах музыкального театра в 20-х годах прошлого столетия, до сих пор остаются непревзойденными по своей радикальности. Этот период в истории мировой музыкальной культуры Юровский связывает с мощнейшим рывком вперед и отмечает тот факт, что относящиеся к тому времени шедевры продолжают быть источником вдохновения для современных авторов.

«Праздник искусства XX века» продолжит работа Юровского с австралийско-­швейцарским режиссером Саймоном Стоуном – вместе они представят самую раннюю версию оперы Кшиштофа Пендерецкого «Дьяволы из Лудена». Этим спектаклем откроется Мюнхенский оперный фестиваль 2022 года. В основе либретто – реальные события, которые разворачивались во Франции в XVII веке и получили название «Луденский процесс»: открытый оппонент политики кардинала Ришелье – клирик Урбен Грандье – был обвинен монахинями-­урсулинками в том, что якобы наслал на них одержимость дьяволом. Вердикт церковного суда был суров – аббата приговорили к сожжению на костре. Эту историю пересказал Олдос Хаксли – автор культовой анти­утопии «Дивный новый мир», а по мотивам его романа Джон Уайтинг написал либретто. В творческой биографии Владимира Юровского «Дьяволы из Лудена» – не новое название, а возвращение в 2001 год, когда его пригласили продирижировать эту оперу в Дрездене. Тогда режиссером спектакля выступал ученик Вальтера Фельзенштейна – Гарри Купфер.

«Это произведение, так же как и “Нос” Шостаковича, вызывает ассоциации с тем, что происходит в нашем обществе, – считает Юровский. – В связи с этим мне кажется, что пришло время представить “Дьяволов” публике Баварской оперы. Мы нашли фантастического режиссера – Саймона Стоуна, который осуществил постановку “Лира” Раймана в 2017 году на фестивале в Зальцбурге. На главные партии – Урбена Грандье и настоятельницы Жанны – приглашены шведский баритон Джон Лундгрен и сопрано Аушрине Стундите из Литвы».

Кшиштоф Пендерецкий многократно возвращался к «Дьяволам из Лудена», создавая новые редакции, но Юровский уверен, что целесообразно обратиться к самой ранней и наиболее радикальной версии: «Здесь полностью отсутствуют традиционные оперные номера. Кроме того, Пендерецкий сознательно отказывается от намеков на любой мелодически-­гармонический стиль. На 95 процентов это монодия с крайне аскетичным аккомпанементом. Все признаки традиционной оперы XIX века из этого сочинения были автором удалены».

Владимир Юровский и Кшиштоф Пендерецкий, 2017 год.

Среди других работ сезона 2021/2022 – последняя оперетта Франца Легара «Джудитта» в постановке Кристофа Марталера, «Похождения Лисички-­плутовки» Яначека – за нее возьмется руководитель берлинской Комише опер Барри Коски. Продолжат список премьер бриттеновский «Питер Граймс» Стефана Херхайма, редко исполняемая опера-­буффа «Разочарованная неверность» Гайдна в версии International Opera Studio и эпические «Троянцы» Берлиоза – спектакль создаст французский кино- и театральный режиссер Кристоф Оноре. Помимо этого среди ожидаемых событий – «Каприччио» Р. Штрауса (в копродукции с Брюссельским и Лионским оперными домами), которое будет показано в рамках Оперного фестиваля 2022 года.

Начиная со следующей весны, Баварская опера намерена проводить мини-фестиваль Ja, Mai. Основная его идея – локализация музыкального театра в современном мире. В то же время фестиваль ставит перед собой задачу проследить связи между оперой и другими жанрами и видами искусства и, помимо прочего, обращаться к истокам западноевропейской оперы, связывая таким образом исторические эпохи с сегодняшним днем.

В центре внимания первого мини-фестиваля – произведения австрийского композитора Георга Фридриха Хааса, а именно – созданная в период с 2011 по 2016 год трилогия камерных опер на тексты Хэнделя Клауса «Кровавый дом», «Кома» и «Томас». Лейтмотивом всех этих сочинений является экзистенциальная тематика – феномены смерти и любви, психоэмоциональные травмы и пограничное состояние человека, находящегося между жизнью и смертью. Рядом с каждым из сочинений Хааса будет исполнена музыка Клаудио Монтеверди. Для российской публики наиболее интригующим станет участие в фестивале Теодора Курентзиса, который вместе с режиссером Ромео Кастеллуччи представит среднюю часть триптиха – «Кому» – в сочетании со сценическим мадригалом Монтеверди «Поединок Танкреда и Клоринды» для трех певцов-­солистов с инструментальным сопровождением.

Что касается балетного репертуара, то на открытии фестиваля «Неделя балета» в апреле будет показана серия одноактных пьес в хореографии таких мастеров танца, как Алексей Ратманский, Дэвид Доусон и Марко Гёке. Репертуар пополнит сказка «Золушка» Прокофьева в версии одного из самых востребованных хореографов в мире – Кристофера Уилдона (в 2012 году ее впервые исполнили труппы Голландского национального балета и Балета Сан-­Франциско).

На пресс-­конференции, посвященной оглашению планов театра, Владимир Юровский признался, что надеется на укрепление связей с балетной труппой и даже выразил желание продирижировать один из балетов в предстоящих сезонах.