Четыре руки, два рояля, единый организм События

Четыре руки, два рояля, единый организм

Дуэтный концерт Даниэля Баренбойма и Марты Аргерих стал кульминацией фестиваля FESTTAGE берлинской Штаатсопер

Ежегодно в пасхальное время в Берлине проходят «Фестивальные дни» – один из важнейших музыкальных фестивалей немецкой столицы. Хотя берлинские залы не обделены вниманием выдающихся музыкантов, именно на FESTTAGE абонементы продаются за год, а туристы съезжаются автобусами.

Это одно из центральных событий сезона с участием основателя фестиваля Даниэля Баренбойма, который руководит Штаатсопер более четверти века, и на которого не распространяется немецкий закон о принудительном выходе на пенсию после 67 лет. Впервые с 2010 года Festtage принимала историческая сцена Штаатсопер (ее затянувшаяся реконструкция стала одним из главных долгостроев Германии).

Фестиваль придерживается принципа «всего по одному»: одна оперная премьера, одно возобновление, по разу выступают Штаатскапелла и гостевой оркестр, один концерт посвящен камерной музыке. Также у Festtage есть два традиционных «лейтмотива». Во-первых, это симфонии Малера – только что Венский филармонический под управлением Баренбойма исполнил Седьмую, а в следующем году на открытии «Фестивальных дней» прозвучит Первая. Другой «лейтмотив» – вагнеровские оперы: после того, как несколько лет назад завершилось «Кольцо», в программу уже три года подряд входит черняковский «Парсифаль» (впрочем, лишь сейчас появилась возможность играть его на основной сцене), а в 2019 году на Festtage будет исполняться его же «Тристан».

Но, помимо многолетних традиций, есть на фестивале и специальные акценты. В этот раз два центральных концерта были посвящены столетию со дня смерти Дебюсси. В одном случае вместе с Штаатскапеллой, в другом – дуэтом – выступали пианисты, которых без боязни впасть в тривиальность можно охарактеризовать пафосным выражением «выдающиеся музыканты современности» – Марта Аргерих и Даниэль Баренбойм.

В программу концертов в зале Филармонии вошли «жемчужины» творчества Дебюсси, но не в привычном смысле «самые известные», а, напротив, наиболее редко исполняемые его сочинения – так, на концерте Штаатскапеллы прозвучали ранняя Фантазия для фортепиано с оркестром (Марта Аргерих выучила ее специально для этого выступления!) и мистерия в пяти действиях «Мученичество святого Себастьяна», которую композитор написал за несколько лет до смерти.

Оба сочинения удивляют тем, что это совсем иной Дебюсси. Фантазия, с типичной виртуозной фортепианной фактурой конца XIX – начала XX века, в чем-то перекликается с Рахманиновым, а гармонически иногда со Скрябиным; и в то же время, как и «Погребальная песня» Стравинского, написанная им в том же возрасте, показывает процесс зарождения нового яркого композиторского стиля. (В судьбе сочинений также есть параллели: партитура «Погребальной песни» была надолго утеряна после премьеры, а премьера Фантазии при жизни Дебюсси так и не состоялась – вначале по внешним причинам, а затем и по воле композитора.)

«Мученичество» для 130 музыкантов оркестра и хора, напротив, ведет линию в будущее, к «Диалогам кармелиток» Пуленка и даже «Человеку-слону» Лорана Петижирара, и все же в контексте творчества Дебюсси это удивительно религиозная музыка. А «фирменная» дебюссистская лента параллельных трезвучий, которые принято трактовать как красочный «гармониетембр», в жанре мистерии предстают как обогащенная церковная монодия.

В фортепианную программу Баренбойма–Аргерих вошли «Шесть античных эпиграфов», «Черное и белое», «Линдараха», а также переложения для двух роялей «Прелюдии к Послеполуденному отдыху фавна» и «Моря». Музицирование двух аргентинских мастеров – это своего рода «танго», каждый раз возобновляющееся на их совместных концертах, удивительное по сочетанию страстности и предельной внутренней сдержанности. История этого дуэта насчитывает несколько десятилетий; говорят, что в межсезонье они разучивают совместные программы в Буэнос-Айресе. Сыгранность Баренбойма и Аргерих пожалуй что беспрецедентна, моментами возникает ощущение, что в четыре руки и на двух роялях каким-то образом играет один человек; и они даже входят и уходят со сцены, взявшись за руки.

На концертах Festtage, как и на многих премьерах Штаатсопер, по доброй традиции, всегда есть русскоязычная публика. Ведь пусть Марта Аргерих и воздерживается от поездок в Россию, у слушателей остается возможность приехать в Берлин на «Фестивальные дни».

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди