Чей туфля? События

Чей туфля?

В «Геликоне» ищут Золушку среди зрителей: впервые на российской сцене представили оперу Леонида Вайнштейна

Сказку о том, как бедная девушка встречает своего прекрасного принца, можно отыскать практически у всех народов. А количество ее интерпретаций трудно сосчитать – известно более полутысячи вариантов. Жизнь идет, и чудесные истории с превращениями закономерно перестают вызывать тот трепет, который внушали в «нежные» годы. Однако создателям новой «Золушки» в «Геликон-опере», похоже, удалось разгадать секрет того, как возбудить что-то свежее и ребяческое в мироощущении человека, для которого казался очевидным факт: сказки остались в детских книгах.

Имя Леонида Вайнштейна, ученика советского «классика» Кара Караева, в России известно совсем мало, хотя в творческой биографии композитора шесть симфоний, балет, фортепианные и скрипичные произведения, музыка к мультфильмам. В 2012-м в Саратовском театре оперы и балета была поставлена опера Вайнштейна «Кот в сапогах». И вот теперь российской премьеры дождалась «Золушка», мировая премьера которой состоялась в Азербайджанском академическом театре оперы и балета еще в 1985 году.

«Геликон-опера» всегда отличалась своим уважительным отношением к «нерепертуарным» названиям в афише. Так что появление еще одного на сцене театра не стало сюрпризом. Инициатор постановки Дмитрий Бертман выступил художественным руководителем, а режиссурой занялся Илья Ильин.

Вайнштейн писал либретто сам, вдохновляясь популярной версией Перро и драматической сказкой советской писательницы Тамары Габбе «Хрустальный башмачок», откуда в его оперу перекочевали имена сводных сестер главной героини – Жавотта и Гортензия, и некоторые диалоги и тексты песенок героев. Полномочия феи Мелюзины композитор передал Сказочнику, совместив эту роль с партией придворного Шута. Кстати, Сказочник в оперу попал прямиком из «Снежной королевы» классика советской драматургии Евгения Шварца; оттуда же – знаменитое заклинание персонажа «Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре» и его функция рассказчика.

В свою очередь, Илья Ильин удачно увеличил количество персонажей. В самом начале, оставшись одна, Золушка развлекает себя «общением» с метлой, кочергой, утюгом и чайником, произнося за них реплики. Режиссер выдумку героини превратил в настоящих персонажей. Так появилась Тетушка Метла (Оксана Осадчая), перенявшая «свои» фразы из уст Золушки. Из этого «театра одного актера» также возникли сварливая Кочерга (Юлия Горелова), Дядюшка Утюг (Антон Куренков) и Отважный Чайник (Антон Фадеев), но в отличие от Метлы они остались бессловесными.

Сказочный мир оперы пребывает в привычном фантастическом измерении, а вот реальный перенесен в наши дни. Каморка Золушки – это кухня, оборудованная лаконичным современным гарнитуром; над камином висит телевизор. В самом начале героиня смотрит фильм «Золушка» 1947 года, а уже после бала она, вновь очутившись у плиты, видит на экране новостной репортаж со своим участием: в этот момент как раз сообщается о поиске оставившей туфельку принцессы. Кстати, Ильин признается, что для него лучшим воплощением сказки остается именно фильм с Яниной Жеймо. Постановщикам не откажешь в чувстве юмора и находчивости. Так, репортаж сопровождается ироничной бегущей строкой: «Эта строка бежит очень быстро, и Вы тщетно пытаетесь ее прочитать». Вспомнили и советскую киноклассику – в королевстве задаются вопросом: «Чей туфля?» Перед началом спектакля в фойе публику встречала золотая карета, а на небольшой выставке был представлен реквизит из легендарной кинокартины, в том числе та самая туфелька Жеймо. Во время смены декораций зрителям предложили интерактив: Принц и Шут начали поиски принцессы прямо в зале, среди слушателей. Поиски, естественно, не увенчались успехом, но динамизировали и без того захватывающее действие.

Лидия Светозарова – Золушка

Ключевая роль в постановке отведена сценографии. Именно находки главных художников театра Игоря Нежного (декорации) и Татьяны Тулубьевой (костюмы) при­внесли в «Золушку» тот «вау-эффект», к которому явно стремился режиссер. Вряд ли в наши дни кого-то можно удивить голографией и 3D-технологиями, но видеоаниматорам Александру Андронову и Кириллу Маловичко, а также художнику по свету Денису Енюкову это удалось. На растянутую во всю высоту и ширину авансцены еле видимую ткань проецировались чудеса: фантастический чих Тетушки Метлы, превращение тыквы в пышную золотую карету, а мышей – в великолепных лошадей. Даже светящееся кринолиновое платье на Золушку спустилось буквально с небес. Но подлинной вершиной стала сцена грез Золушки, где она представляет, что попала на королевский бал. В один миг опостылевшая кухня разверзается надвое, ее части быстро разъезжаются по сторонам вглубь сцены, открывая задник с усеянным звездами небом. 3D-эффект, достигнутый стремительным движением звезд и на ткани, и позади сцены, сделал свое дело: зритель буквально оказался сопричастным чуду. А музыка Леонида Вайнштейна троекратно усилила впечатление. Она самобытно сочетает поздний прокофьевский стиль с чертами советских песенных кинохитов конца 1970-х, мюзиклов и влиянием культуры Востока. Кроме того, у композитора очевидный мелодический дар: темы мгновенно запоминаются, и потом их долго хочется напевать.

Дирижер-постановщик спектакля Ялчин Адигезалов с оркестром «Геликона» работал еще в начале 2000-х, дирижируя «Кармен» и «Евгением Онегиным». Азербайджанский маэстро, соотечественник Вайнштейна, подошел к «детской» партитуре со всей ответственностью. Партитура звучала рельефно, красочно и филигранно. В заслугу Адигезалову стоит поставить и отлично выстроенный ансамбль с солистами.

Уже после окончания спектакля публика спорила о том, кто из героев был самым интересным. Неудивительно: все без исключения артисты создали яркие сценические образы, несмотря на сложную вокальную тесситуру и метроритмические подвохи. Среди артистов выделился Алексей Дедов (Мачеха). Да, композитор отдал эту партию басу, поэтому комичности и харизматичности персонажу было не занимать. Помимо великолепного бас-баритона певца, налицо точнейшее попадание в образ: пестрое платье, высокая прическа, вызывающий макияж, мещанские манеры. Дочерей Мачехи, в полном соответствии с известной пословицей «Яблоки от яблони недалеко падают», блистательно сыграли Ольга Давыдова (Жавотта) и Мелания Заридзе (Гортензия).

Убедительными вышли Сказочник, он же Шут (Дмитрий Янковский) и Принц (Иван Волков). Артистичный Янковский согрел душу своим богатым тембристым баритоном. У Волкова образ Принца получился слишком порывистым, хотя в необходимой мужественности его тенору не откажешь. Да и дуэт с главной героиней вышел отличный. А Золушка в исполнении Лидии Светозаровой – само очарование! Нежная, чистая, ласковая – и голос под стать. Да другой она быть и не может – ведь тут все как в сказке!

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»