Читай, слушай, люби События

Читай, слушай, люби

В Музее Прокофьева прошла презентация книги музыкального критика Екатерины Бирюковой

Сборник рецензий Екатерины Бирюковой «Три героя моего времени» посвящен дирижерам Теодору Курентзису и Владимиру Юровскому и оперному режиссеру Дмитрию Чернякову. Он дает исторический срез и позволяет взглянуть на становление талантов, амбиции которых автор разглядела практически сразу.

Презентацию вел критик и композитор Петр Поспелов, и это была первая встреча в в новом формате : Союз композиторов России и музей Прокофьева задумали «Нелекторий “Петя и волки”», где про Петю все ясно, а «волками», то есть интересными собеседниками, призваны быть разные деятели искусства и культуры. Начиная рассказ о книге, Поспелов обрисовал ситуацию с музыкальной критикой 1990-х – начала 2000-х, когда на смену старой гвардии пришла так называемая «новая волна», с особым стилем и приемами письма, главным из которых стали откровенность и прямота высказывания.

Автор книги подчеркнула, что герои сборника – ее ровесники: «мы из одного поколения». Говоря о Теодоре Курентзисе, собеседники вспомнили, как Бирюкова когда-то упрекала Курентзиса в избытке серьезности. Ведущий спросил автора, не изменила ли она своего мнения. «Недостаток с годами превратился в достоинство», – ответила Бирюкова. Нашлось место и беседе о легендарном интенданте Жераре Мортье, имевшем отношение и к Курентзису, и к Черня­кову. Собеседники вспоминали первоклассного по качеству «Евгения Онегина» в Большом театре и первую работу Чернякова на большой сцене – оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова в Мариинском театре, где внешняя форма была непривычна, а внутреннее содержание передавало религиозную метафизику оригинала. Говорили, что Юровский в начале 2000-х был уже знаменит и востребован, но не у нас, хотя хотел работать в России. И как знаменитый дирижер, возглавив ГАСО, начал совмещать московские концерты с блистательными лекциями о музыке. В результате – полный зал Филармонии на современной музыке. «Лучший урок музлитературы в моей жизни», – написала Екатерина Бирюкова в своей книге.

Вечер завершился концертом, в котором пели артисты Молодежной оперной программы Большого театра. Им помогала концертмейстер Екатерина Вашерук. Тенор Давид Посулихин, в частности, исполнил романс Чайковского «То было раннею весной», меццо-сопрано Евгения Асанова – песню Штрауса «Отдохни, душа», контратенор Вадим Волков обратился к вокальному творчеству Форе. В начале концерта ведущий предупредил, что, кроме известных вокальных номеров, публику ждет «мировая премьера». Поспелов, как автор музыки, объяснил замысел так: обычно критики пишут рецензии на музыку, а тут музыка написана на рецензию. Слова для вокального трио «Юровский или Курентзис?» и впрямь взяты из одноименной статьи Екатерины Бирюковой. Композитор и солисты заставили публику (и автора текста) смеяться до слез, когда с серьезным видом распевали «на небюджетно-близком расстоянии друг от друга … выступили два любимца продвинутой московской публики», и один из них «превращает концертный зал в лекторий, другой – в храм», а «Абрамович, Капков и Познер в толпе послушников». Упомянутые в тексте рецензии Реквием Моцарта, опера Вагнера, современный композитор Сергей Загний и немецкая монахиня двенадцатого века Хильдегарда Бингенская удостоились соответствующих музыкальных цитат в партитуре. Автор этих строк упрекает себя за то, что не спросила у композитора, есть ли в мире аналоги подобных проектов. Вдруг на наших глазах рождался новый жанр вокальной музыки? Кто знает?

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе