Christophe Rousset <br>Le manuscrit de Madame Théobon <br>Lully & others <br>Aparté Релизы

Christophe Rousset
Le manuscrit de Madame Théobon
Lully & others
Aparté

Выпуску этого релиза предшествовала детективная история. В 2004 году Кристоф Руссе случайно обнаружил на интернет-­площадке Ebay рукописный сборник пьес для клавесина, выставленный на продажу. Уже по нескольким фотографиям прославленный французский музыкант определил ценность артефакта, но понимание, какая жемчужина попала к нему в руки, пришло лишь после покупки. Прекрасно сохранившийся фолиант включал в себя восемьдесят клавесинных пьес: часть из них (неустановленного авторства) ранее была неизвестна, другие – сочинения Люлли, Англебера, Шамбоньера и Дени Готье, в том числе и уникальные обработки их театральной музыки. Первой хозяйкой альбома была Лидия де Теобон, одна из фавориток Людовика XIV. При дворе «короля-­солнца» музыка занимала важнейшее место, и данный манускрипт, таким образом, становится значимым документом не только в культурном, но и в историческом контекстах.

Запись осуществлялась на уникальном клавесине 1704 года работы Николя Дюмона, прошедшем кропотливую реставрацию, что, безусловно, подчеркивает ориентацию на всесторонний аутентизм. В то же время интерпретация сочетает в себе бескомпромиссное владение всеми аспектами старинной техники с органичной свободой эмоционального высказывания. Для Руссе аутентичное исполнительство – не система умозрительных приемов из прошлого, а живой, полнокровный стиль, позволяющий выражать тонкие оттенки. Особо стоит подчеркнуть неожиданные тембровые краски, найденные музыкантом. Руссе отмечает впечатляющее мастерство неизвестного аранжировщика XVII века, сумевшего передать в клавирной транскрипции масштаб и разно­образие оркестрового звучания. В своей интерпретации ему удалось воплотить это достоинство манускрипта в полной мере. Настоящим «попаданием в десятку» стал и выбор лейбла: Aparté славится своим вниманием к технической стороне процесса. Звукорежиссеру удалось убедительно передать замысел исполнителя – показать тембровую широту и яркость оттенков. Парадоксальным образом клавесин на данном релизе звучит едва ли не более «оркестрово», чем современный концертный рояль.

В аннотации к альбому Кристоф Руссе подчеркивает, что обретение рукописи Лидии де Теобон и последующий выход в свет альбома словно бы восстанавливают непрерывность истории музыки, заполняя одну из многочисленных лакун на оси культурного времени. Благодаря мастерству исполнителя неизвестные ранее сочинения возрождаются к жизни не в облике истлевших архивных документов, а в сиянии ярких и насыщенных красок живого искусства, обретая тем самым бытие в современности.