Что делать на свободе События

Что делать на свободе

Лабораторные композиторы попали в перформанс

Электротеатр Станиславский открыл сезон после карантина и, вдохнув свободы, жадно припал к современной авангардной музыке. Композитор и музыкальный руководитель театра Дмитрий Курляндский придумал и провел в фойе театра трехдневную лабораторию Micromusiclab. В ее ходе 29 участников встретились с музыкантами Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). Результатом стал 40-минутный перформанс, в ходе которого прозвучали свеженаписанные сочинения.

Среди участников лаборатории были молодые композиторы, частью знакомые интересующейся публике благодаря конкурсу Avanti и проекту «Композиторские читки», а также музыканты иных специальностей и даже вообще не музыканты. Каждый из них сочинил одну или две очень короткие пьесы (длиной не более минуты) для одного из музыкантов ансамбля. На генеральной репетиции все пьесы были сыграны по очереди, что заняло 51 минуту. Однако на концерте было решено играть их одновременно, при этом с возможностью повторить одну пьесу несколько раз.

Результат, разумеется, никто спрогнозировать не мог, но интуиция Дмитрия Курляндского не подвела. Музыканты МАСМ привыкли настолько тонко понимать друг друга, что подобие ансамбля между ними возникло даже тогда, когда они принялись одновременно исполнять совершенно независимые друг от друга композиции.

Традиционные музыкальные звуки в них встречались, но редко. Зато никто не удивлялся, когда Сергей Чирков извлекал из аккордеона храп, Иван Бушуев оставлял флейту ради терки кухонной губкой надувного шара, Юлия Мигунова засовывала между струн виолончели резиновые скрипучки, Глеб Хохлов пиликал на скрипке, приклеив пятую точку к полу, Олег Танцов, отрываясь от кларнета, исторгал хриплые вопли, а Михаил Дубов ходил среди публики с клавиатурой, как поп с кадилом.

Хэппенинги и перформансы – искусство с почтенной биографией, в каждой стране и в каждую эпоху художники вкладывали в них разные смыслы, будь то Америка времен Джона Кейджа, Европа в пору Карлхайнца Штокхаузена или Советский Союз в годы Сергея Курехина. Нынешняя Micromusiclab вписалась в русскую традицию, она продолжила разговор о свободе и ее пределах. Каждый из композиторов имел полную свободу и сполна воспользовался ей: он написал все, что хотел, а исполнитель дотошно, почтительно и безотказно все это исполнил. Но композитор уже никак не мог повлиять на то, в какой момент настанет черед исполняться его произведению и что будет звучать одновременно с ним. Есть выражение: «Слова, вырванные из контекста». Здесь наблюдался обратный случай – слова, вставленные в контекст. Никто не отменил свободы вашего слова, но каждое ваше слово могло быть использовано против вас.

А слоган к музыкальной лаборатории в Электротеатре Станиславский еще много лет назад написал Федор Тютчев: «Нам не дано предугадать, как  слово наше отзовется…».

Как звучит «Криптотишина»? События

Как звучит «Криптотишина»?

Stella Art Foundation представил новую выставку композитора Дмитрия Курляндского

Цинандали: уму и сердцу События

Цинандали: уму и сердцу

В Грузии состоялся III Фестиваль классической музыки Цинандали

Любитель крайностей События

Любитель крайностей

Музыка Эльмира Низамова прозвучала в цикле «Я – композитор!»

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»