Что написано в «Партитуре» События

Что написано в «Партитуре»

В Большом зале консерватории прошел финальный концерт Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура»

Церемония награждения победителей, имена которых до последнего держались в секрете, плавно переросла в демонстрацию самой музыки, причем в трехчасовой программе нашлось место произведениям из всех восьми номинаций. Для публики, заполнившей БЗК, это стало знакомством с новейшими тенденциями в искусстве, для лауреатов – возможностью не только услышать свое творчество в великих стенах, но и шанс обратить на себя внимание представителей филармоний и театров со всей страны.

Конкурс «Партитура» проводится всего во второй раз, но несмотря на свою молодость он уже претендует на статус главного композиторского состязания в России. От остальных смотров его отличает, прежде всего, масштаб. Из нескольких сотен заявок отборочная комиссия номинирует сорок произведений (по пять в каждой категории), и всех их затем играет симфонический оркестр. Да не где-нибудь, а в Большом зале консерватории! Дневные «читки» – открытые прогоны – могли посетить не только члены жюри, но и простые слушатели, причем бесплатно. А итоговый вечер, на котором прозвучали сочинения победителей и обладателей специальных призов в каждой категории (это уже выбор жюри, состоящего из ведущих музыкантов), записывался для показа по телеканалу «Культура». Так что через некоторое время новейшая музыка станет доступна буквально каждому.

То, что «Партитура» – событие не только внутрицеховое, чувствовалось уже на входе в БЗК. Ажиотаж в фойе, очереди к столам с пригласительными билетами, скопления людей у гардероба – все атрибуты важного концерта налицо. Если какие-то сомнения в статусе мероприятия еще оставались, их развеял начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, зачитав со сцены приветствие от первого лица государства. 

«Мы по праву гордимся именами выдающихся русских музыкантов – композиторов, дирижеров, исполнителей, – их бесценным творческим наследием, уникальным вкладом в развитие мировой культуры. И сегодня, благодаря таким красивым, востребованным проектам, каким, без сомнения, является ваш конкурс, замечательные традиции отечественной композиторской школы бережно сохраняются, обогащаются новыми замыслами», – сказано в напутствии Владимира Путина.

А ректор консерватории Александр Соколов в своей речи обратил внимание на полный зал, пошутив, что за время пандемических ограничений мы отвыкли от того, как на самом деле должны выглядеть партер и амфитеатры.

После приветственных слов на сцену поднялись члены жюри и огласили имена победителей. Так что интрига была раскрыта еще до начала звучания музыки. Но в такой последовательности событий был свой резон: публика слушала произведения, уже успев зрительно познакомиться с каждым автором. И то ли дело в этом, то ли в самом художественном материале, но зрители принимали практически каждый номер на ура. Холодка, настороженности, типичных для концертов из новейшего репертуара, не чувствовалось вовсе.

Однако и стиль большинства вещей радикально отличался от того, к чему мы привыкли по «Московскому форуму», «Московской осени» и другим подобным фестивалям. Во-первых, это музыка преимущественно тональная. Во-вторых, с сильным мелодическим началом. В-третьих, зачастую с национальными элементами. Партитур экспериментальных, авангардных практически не было – и это не минус, а, скорее, отражение определенного тренда.

Еще лет 15 назад писать в традиционной манере, используя гармонический язык XIX–XX веков, считалось в композиторской среде если не совсем моветоном, то, по крайней мере, не модным. Но наступившая затем эпоха, которую одни называют метамодерном, другие – пост-пост-модерном, стерла все стереотипы о том, что современно, а что нет; что актуально, а что устарело. И вот мы видим авторов уже нового поколения, которые не боятся упреков в недостаточном новаторстве, отсутствии стремления раздвигать представления о звуке и искать невиданные прежде способы звукоизвлечения. Что это: новый консерватизм? Или новая свобода?

Открыли музыкальную программу вечера фрагменты из балета Екатерины Бузовкиной «Сказки зимы», созданного по мотивам народной сказки «12 месяцев», и эта партитура, уходящая корнями в традиции русской классической школы, вполне могла бы быть саундтреком к мультфильму или иной экранизации популярного детского сюжета. Впрочем, что показательно, и упреки в иллюстративности творцов XXI века не смущают. Как говорится, почему бы и нет?

Еще один тому пример – Kinisi Мердана Бяшимова, изящная и подчеркнуто легкомысленная вещь с вереницей ярких джазовых соло. Но тут уж сама номинация располагала к такому подходу: автор из Казани победил в категории «Эстрадно-симфоническое произведение». Аналогично с «Киномузыкой». В ней пальму первенства взял Яков Александров с «Мультфильм-сюитой» – кажется, идеальным воображаемым сопровождением для блокбастеров Pixar и Disney. В прошлом году в кинономинации отметили Мурата Кабардокова – за партитуру к восстановленной версии авангардного шедевра Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». И там как раз музыкальный материал был смелее, оригинальнее, индивидуальнее. Теперь же, очевидно, ставка сделана на соответствие жанровым канонам и запросам массового кинопроизводства. Александров – финалист национального чемпионата творческих компетенций ArtMasters, кузницы кадров технических специалистов для креативных индустрий. И в «Мультфильм-сюите» его оснащенность в этом качестве явлена со всей наглядностью.

Целый ряд партитур использовали национальный мелос. Так, «Крымское концертино» Дмитрия Бородаева, победившее в номинации «Произведение для одного или нескольких инструментов», было построено на русском и крымско-татарском восточном народном тематизме. А «Курайсы егетка» Рината Камалова («Эстрадно-симфоническое произведение») написано на основе фольклора зауральских башкир, и с первого же звука, спетого солистом Иделем Аралбаевым, это можно было почувствовать. Правда, «Курайсы егетка» не победило, но было особо отмечено жюри и включено в программу финального концерта.

Фигурируют народные элементы и в «Кружевах» Николая Попова (победитель в категории «Произведение малой формы»). Но эта вещь как раз стоит особняком и стилистически выделяется на общем фоне. Во-первых, «Кружева» – электроакустическая композиция: оркестр здесь взаимодействует с синтезированным материалом. Аво-вторых, авторский материал – совершенно авангардный, и он парадоксально сочетается с двумя подлинными фольклорными мотивами: вологодской лирической песней «Из ворот на улицу» и боем курантов Софийской звонницы Вологодского кремля.

К слову, у Попова это уже не первое сочинение, где опробован подобный симбиоз. В вокально-хореографическом представлении Arkaim электроника соседствует с архаическим народным пением. А в балете «О чем молчат камни» автор использовал, наряду с компьютерными звучаниями, башкирские народные инструменты. Однако именно в «Кружевах» фольклорная линия достигла апогея: вся внутренняя драматургия пьесы построена на противоречиях между бесконечно далекими друг от друга типами материала и их взаимодействием. И это можно считать новым взглядом на использование народного мелоса в принципе. 

При всей своей авангардности «Кружева» – глубоко патриотическое произведение, что звучит как парадокс, ведь авангард как раз стремился стереть национальные черты, заменить их универсальным, «космическим» языком. Как видим, может быть и иной подход. Такова еще одна тенденция, заметная по финальному концерту «Партитуры». Все больше совсем молодых авторов декларируют в творчестве приверженность православию и обращаются к истории страны. Скажем, в номинации «Хоровая музыка» победил Алексей Лёвин с «Кондакомакафиста Александру Невскому». Наряду с его сочинением Московский синодальный хор под управлением Алексея Пузакова (дирижер – Михаил Котельников) исполнил опусы двух финалистов: «Святителю Николаю» Павла Соболева и «Тебе поём» Владислава Шевченко. Ну а в категории «Произведение крупной формы» жюри выбрало симфонию Тихона Хренникова-младшего «Память о Великой Победе», посвященную событиям Великой Отечественной войны.

Завершился же концерт дуэтом из оперы «Кави-Сарвар» о драматичных событиях революций 1905 и 1917 годов. Композитор Миляуша Хайруллина стала триумфатором в номинации «Оперная музыка или музыка оперетты», и ее музыка обладает как раз тем качеством, которое характеризуют словом «оперность»: эмоциональный, яркий и полный вокального шика номер оказался эффектной точкой вечера.

Помимо композиторов особо стоит отметить и исполнителей, и речь не только о последнем дуэте (солисты – Артур и Эльза Исламовы), но и обо всей программе. Главные герои – конечно, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана и дирижер, заслуженный артист России Алексей Ходорченков. Можно только поразиться, как коллективу удалось в крайне сжатые сроки разучить 40 партитур и треть из них – совершенно разных по стилю и духу – достойно представить за один вечер. Впрочем, это лишнее свидетельство того, что современную музыку у нас умеют не только писать, но и играть. 

P.S. На концерте я сидел рядом с главным дирижером одной региональной филармонии. Он приехал специально ради этого события как раз по поручению своей дирекции. «Как думаешь, я здесь услышу что-то такое, что мог бы сыграть у себя, перед нашей публикой, не привыкшей к современной музыке?» – спросил он перед началом. «Уверен, что да», – обнадежил я его. После, выходя из зала, он признался: «А здесь действительно можно много чего сыграть! Я думал, будет меньше». Что ж, видимо, недалек тот час, когда произведения лауреатов «Партитуры» пройдут путь от Москвы до самых до окраин. 

Добротность традиции События

Добротность традиции

В Большом театре отметили юбилей Мусоргского фестивалем

Университетский прием События

Университетский прием

В Московском университете прошел концерт ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке События

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке

Фестивалем «Лабиринты Шнитке» Свердловская филармония отметила 90-летие композитора

Где найти либреттиста События

Где найти либреттиста

Об итогах конференции «Встреча с театром»