Цинандали: уму и сердцу События

Цинандали: уму и сердцу

В Грузии состоялся III Фестиваль классической музыки Цинандали

Tsinandali Festival – образовательный центр

Концертная афиша фестиваля в Цинандали с впечатляющей концентрацией звездных имен создает лишь поверхностный образ крупного музыкального проекта. Томас Хэмпсон, Саймон Ослендер, Марк Бушков, Миша Майский, Михаил Плетнев и многие другие востребованные исполнители приезжают в Грузию не только для того, чтобы обеспечить меломанам, отдыхающим в сентябрьские дни у подножия Кавказского хребта, достойную культурную программу. Главная цель фестиваля – творческое общение и воспитание молодого поколения музыкантов, поскольку в Грузии этот образовательный пласт пока не столь развит, как всем хотелось бы.

Самый первый фестиваль в 2019 году открывал Пан-Кавказский молодежный оркестр (PCYO) под руководством итальянского дирижера Джанандреа Нозеды. Ребят специально отбирали в Грузии, Азербайджане, Армении, Украине, Казахстане и других странах, чтобы в Цинандали они получили возможность посещать мастер-классы звезд, играть в ансамблях, осваивать разнообразный репертуар и совершенствовать мастерство.

Если бы пандемия почти сразу не подкосила грандиозные планы организаторов, наверняка уже сегодня мы бы видели явные результаты образовательного процесса и конкурентоспособный оркестр с буйствующей энергетикой, свойственной молодым. В прошлом году из-за ограничений фестиваль прошел в кратком формате, но и тогда под открытым небом выступили Марта Аргерих, Нельсон Гёрнер, Лиза Батиашвили, Мириан Квалиашвили. В нынешнем году международный оркестр вновь не получилось собрать, но есть вероятность, что в следующем сезоне никаких препятствий не останется, и фестиваль состоится полномасштабно.

Почему именно Цинандали?

Деревня Цинандали, расположенная в Кахетии недалеко от Тбилиси, – историческое место. Там находилось и силами учредителей фестиваля восстановлено поместье князя Александра Чавчавадзе, который в XIX веке построил на территории крупный винодельческий завод и, применив европейскую практику хранения вина в стеклянных бутылках, обеспечил его географически-широкий экспорт.

Но дело, как говорится, не в вине. Хотя там оно исключительно прекрасное. И не только в том, что дочь князя Нина Чавчавадзе стала женой русского драматурга и дипломата Александра Грибоедова. В гостях у Чавчавадзе нередко бывали русские поэты Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Александр Одоевский, французский писатель Александр Дюма-старший. Представьте, какая царила атмосфера, какого уровня велись разговоры. «Служба потеряла в нём достойного генерала, Тифлис – примерного семьянина, Грузия – великого поэта», – так писали о самом Чавчавадзе в некрологе. Действительно, по историческим сведениям можно судить, что он был незаурядной личностью, и искусство, в том числе музыкальное, имело для него весомое значение.

Даже рельеф поместья очень подходил для «фестивальности». Над винным погребом специально построили большой открытый концертный зал, рядом расположился чрезвычайно практичный камерный зал, нашлось достаточно места для репетиториев. Отели, парковая зона, транспортная доступность – вся инфраструктура в Цинандали уже развита и функционирует.

Михаил Плетнев

Фестиваль-2021

Компромисс для проведения фестиваля в этом году – посещение концертов только жителями отелей в Цинандали и регулярное массовое ПЦР-тестирование. Прежде чем говорить о насыщенной программе 12 фестивальных дней, невозможно не отметить «нацеленность» публики: редко увидишь, что абсолютно все слушатели отключаются от мирской суеты и внимательно следят за «премудростями», например, шубертовского фортепианного трио. Конечно, здесь заслуга исполнителей, которые предлагали исключительно захватывающие интерпретации.

Идеальный дуэт из той малой части программы, которую удалось послушать – Марк Бушков (скрипка) и Мао Фудзита (фортепиано). Выдающуюся способность играть в ансамбле Марк Бушков недавно демонстрировал на XVI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве, тогда, кстати, с той же сонатой Франка, которую и сейчас сыграл в Цинандали. В Цинандали он вновь показал себя чутким и думающим музыкантом. Критики не раз отмечали его беспрецедентное владение пианиссимо, но следует добавить важную деталь: любой технический прием у него подчинен конкретному и считываемому средству выразительности. Его игра очень убедительна.

Особенный кураж чувствовался у многих музыкантов – влияние особой атмосферы? Когда Вадим Репин, Миша Майский и Сергей Редькин исполняли трио Чайковского «Памяти великого художника», их мысль была едина, но настолько подробна, что хотелось буквально следить по нотам, чтобы ничего не упустить. Вторую часть, к примеру, некоторые играют слишком спокойно, делая акцент на жанровый контраст. В тот вечер было принято противоположное и выигрышное музыкальное решение: обостренность не то что каждой отдельной вариации, каждого законченного эпизода, только удачнее показывало силу этого сочинения Чайковского, написанного, как известно, с особым чувством.

Любопытную вокальную программу представил баритон Томас Хэмпсон в тандеме с пианисткой Еленой Башкировой. «Библейские песни» и «Цыганские мелодии» Дворжака, романсы и баллады Листа – репертуар, в котором Хэмпсон демонстрировал свои лучшие качества. Он очень избирателен в «красках» и нюансах. Можно подумать, что певец эмоционально скуп и скорее придерживается «учености» в пении: но это суть его эстетики, которая воздействует на слушателей не меньше, чем противоположные методы. Надо признать, сейчас мы слушаем его и продолжаем ценить уже больше за мастерство, чем за голос – на то есть неизбежные возрастные причины. Но, повторюсь, мастерство и представляет собой особую ценность на фестивале в Цинандали.

Сложно сказать почему, но Концерт Шумана Михаил Плетнев с Грузинским филармоническим оркестром под управлением Джанандреа Нозеда сыграл совершенно для себя нетипично: никакой мрачности, отстраненности или назидательности. Хотя Плетнев один из немногих кому такие «трюки» всегда хорошо удаются, он умеет музыкально оправдать любую свою трактовку. Здесь же считывался, особенно в финале, чуть ли не юмор! Все мы, свидетели того концерта, должны сказать спасибо фестивалю Цинандали за этот слушательский опыт. Надо отдать должное Грузинскому оркестру: судя по всему, их слаженность и высокий уровень, еще раз подтвержденный при исполнении Четвертой симфонии Мендельсона, чрезвычайно вдохновляли маэстро.

Планы на перспективу

Думается, не будет кощунством, если сравнить Tsinandali Festival с хорошим вином, которое требует выдержки и с годами становится только лучше. Благодаря правильно поставленной и по-настоящему жизненно важной цели, уже сейчас понятно, что фестиваль будет успешно развиваться. Не всегда новым музыкальным проектам удается так быстро завоевать авторитет и зарекомендовать себя в международном сообществе.

В Грузию и в следующем году приедут выдающиеся музыканты – в этом нет никаких сомнений. Но будем надеяться, что в следующем году фестиваль сможет полноценно воплотить свою образовательную задачу и, что не менее важно, охватит еще большую слушательскую аудиторию.

По правде говоря, энтузиазм учредителей поражает. Творческую идею воплощают художественный руководитель фестиваля Джанандреа Нозеда и генеральный директор Давид Сакварелидзе, но есть люди, без поддержки которых ничего бы не состоялось: основатель фестиваля в швейцарском Вербье Мартин Энгстрем, генеральный директор Израильского филармонического оркестра Ави Шошани, грузинский бизнесмен и филантроп Георгий Рамишвили. Они уверяют, что фестиваль фактически не приносит прибыли, и, видя все своими глазами, в это не сложно поверить: в Цинандали все подчинено искусству.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное