Claude Debussy. Fantaisie, Violin Sonata, Cello Sonata, La Mer  <br>Martha Argerich,  <br>Michael Barenboim, Kian Soltani, Daniel Barenboim, Staatskapelle Berlin  <br>Deutsche Grammophon Релизы

Claude Debussy. Fantaisie, Violin Sonata, Cello Sonata, La Mer
Martha Argerich,
Michael Barenboim, Kian Soltani, Daniel Barenboim, Staatskapelle Berlin
Deutsche Grammophon

Deutsche Grammophon сделал великолепный подарок накануне юбилея Марты Аргерих не только виновнице торжества, но и всем почитателям ее исполнительских трактовок и, безусловно, музыки Клода Дебюсси. Диск с музыкой композитора-импрессиониста включает в себя Виолончельную сонату, Фантазию для фортепиано с оркестром, три симфонических эскиза для оркестра «Море», а также Сонату для скрипки и фортепиано соль минор.

Компанию Аргерих на альбоме составили Даниэль Баренбойм вместе с сыном-скрипачом Михаэлем, молодой австрийско-иранский виолончелист Киан Солтани, а также Берлинская государственная капелла.

Аргерих исполняет на диске Фантазию для фортепиано с оркестром, записанную в Вене в зале Musikverein с Берлинской государственной капеллой под управлением маэстро Даниэля Баренбойма. Впервые пианистка сыграла это произведение в год 100-летия смерти Дебюсси именно с Капеллой и Баренбоймом. В том же 2018 году произошла и запись Фантазии для данного альбома. Это ранее сочинение французского композитора по стилю значительно отличается от его зрелых произведений. В нем прослеживаются переходные моменты традиционной подачи классического фортепианного концерта и широты романтических гармоний, преобладания медленных темпов. В представлении Марты Аргерих здесь меньше собственного «я», нет присущих ее игре блеска и самолюбования как солистки, а есть больше подчинения оркестру и воле дирижера. Отличный баланс, который всецело направлен на раскрытие замысла композитора.

Даниэль Баренбойм на данной пластинке выступает не только в роли дирижера, но и пианиста. Он аккомпанирует сыну Михаэлю в Скрипичной сонате, а также вместе с молодым виртуозом Кианом Солтани исполняет Виолончельную сонату.

Киан Солтани очень интересный виолончелист, которого всячески поддерживает старший Баренбойм. Он является концертмейстером виолончелистов в оркестре «Западно-восточный Диван», которым руководит Баренбойм. Известность Солтани получил благодаря исполнению Тройного концерта Бетховена в рамках тура с оркестром в 2015 году. Хотя сонату ре минор записывали многие виолончелисты, у Солтани она выглядит свежо и обновленно. Конечно, играть с мастером Даниэлем Баренбоймом – это чудо. Ведь его фортепианное вступление в первой части (Prologue) задает направление всей сонате, но и Солтани не отстает. Он перенимает эстафету от маэстро, и дальше вместе они создают свой звуковой шедевр. Классическая аккуратность в начале сонаты перерастает в неожиданную смену динамических оттенков. И так происходит во всех частях сонаты. Очень яркое forte и филигранное piano (особенно во второй части, Sérénade), игра контрастов – так можно назвать исполнение Солтани и Баренбойма. Очень точный, конкретный звук, сдержанность и запланированная резкая смена динамики – получилась новая интересная трактовка.

А вот в Скрипичной сонате больше экспрессии и традиционной романтической широты. Семейный дуэт Баренбоймов, кажется, так хорошо чувствует друг друга. Музыка первой части (Allegro vivo) сразу льется свободно, уверенно, заполняя все пространство. Интермедия (2 часть) и финал – это торжество света и утверждение стиля Дебюсси.

Трехчастная симфоническая пьеса «Море» в исполнении Берлинской государственной капеллы напомнила произведения Римского-Корсакова. Сказочные гармонии, восточные интонации, изобразительность музыки и изумительное звучание одного из старейших оркестров Германии создают атмосферу нахождения в концертном зале.