CLAUDE DEBUSSY <br> LES TROIS SONATES: THE LATE WORKS <br> HARMONIA MUNDI
Релизы

CLAUDE DEBUSSY
LES TROIS SONATES: THE LATE WORKS
HARMONIA MUNDI

К столетию со дня смерти Клода Дебюсси французский лейбл Harmonia Mundi выпустил серию альбомов с его музыкой. На диске «Les Trois Sonates: The Late Works» собраны камерные опусы мастера, которые создавались во время Первой мировой войны. Релиз стал обладателем BBC Music Magazine Awards, вошел в лонг-лист записей года по версии Presto Classical, а Gramophone назвал его лучшим в номинации «камерная музыка».

Клод Дебюсси задумывал масштабный цикл сонат для разных составов, вдохновляясь стилистикой французской инструментальной музыки прошлого. Завершенными остались лишь три партитуры – скрипичная, виолончельная и Соната для флейты, альта и арфы. Интерпретацию последней отличает богатство тембровых находок: альтист Антуан Таместит и флейтистка Магали Монье настолько тонко взаимодействуют в ансамбле, следуя за каждым изгибом музыкального рисунка, а арфист Ксавье де Местр добавляет приятную остроту в звуке, ассоциирующуюся с экзотическим звучанием цимбал. Виртуозный финал вполне созвучен недавнему альбому арфиста «Serenata Española», записанному вместе с легендой фламенко Лусеро Тена на лейбле Sony Classical. Парадоксально, но сам композитор считал Сонату для флейты, альта и арфы «невообразимо меланхоличной». «Я не знаю, должна она заставить смеяться или плакать, может быть, и то, и другое», – говорил он. Меланхолией проникнута скорее Скрипичная соната – последнее завершенное камерное сочинение Дебюсси. Изабель Фауст и Александр Мельников гибко реагируют на смену красок, в их интерпретации соединились импрессионистская утонченность и романтическая лирика. Из всех сонат на диске выделяется виолончельная, в исполнении Жан-Гиена Кераса и Хавьера Перианеса. Неудержимая энергия и темперамент музыкантов держат слушателя в напряжении до самой последней ноты, заставляя буквально дышать вместе с исполнителем.

Три сонаты Дебюсси в релизе Harmonia Mundi чередуются с четырьмя последними фортепианными пьесами, написанными в поддержку Армии Сопротивления, как приступ отчаянного бессилия перед тяготами войны. «Berceuse héroïque» создавалась по заказу ежедневной газеты Daily Telegraph для антологии «Книга короля Альберта» – куда также вошли опусы Сен-Санса и Элгара – в поддержку оккупированной Бельгии. В этом произведении Дебюсси цитирует мелодию «La Brabançonne» – гимна бельгийского королевства. Средства от продажи рукописей «Élégie» для фортепиано пошли на военную помощь, в то время как «Pièce pour le Vêtement du blessé» была написана для выступления на благотворительном концерте общества, где жена Дебюсси усердно трудилась в качестве волонтера. Один из самых трогательных моментов – «Les soirs illuminés par l’ardeur du charbon», последняя работа мастера для фортепиано. Эта миниатюра написана в суровую зиму 1916/17 года в качестве подарка для поставщика угля в надежде, что тот даст достаточно топлива, чтобы согреться. Эта пьеса в исполнении пианиста Танги де Вильенкура звучит особенно пронзительно, завершая релиз.

Подавленный поражениями французских войск, тяжело больной композитор тихо угасал – Дебюсси не дожил всего лишь восемь месяцев до окончания Первой мировой войны. Спустя столетие его камерные сочинения обрели заслуженное бессмертие.