Collegium Musicum открывает цикл концертов «Голоса Вселенной: орган XXI века»

20.10.2021
Collegium Musicum открывает цикл концертов «Голоса Вселенной: орган XXI века»

24 октября в Кафедральном соборе св. Петра и Павла Collegium Musicum начинает цикл «Голоса Вселенной: орган XXI века». Это беспрецедентный по масштабу проект, в котором будет звучать органная музыка классиков авангарда XX века и современных композиторов. Цикл продлится с октября 2021 года по май 2022-го и включает пять программ, представляющих широчайшую палитру современной органной музыки: от Оливье Мессиана, первым открывшего новые горизонты органных звучаний в 1930-е, и Дьёрдя Лигети, в 1960-е полностью перевернувшего представление о возможностях инструмента, до многочасовой органной инсталляции. Часть произведений прозвучит в России впервые.

«Церковный орган в представлении большинства людей – инструмент консервативный, такая машина времени, чье звучание переносит в прошлое. Но почти вся самая радикальная органная музыка рождалась в церкви. Мессиан всю жизнь служил церковным органистом, Лигети свои сочинения создавал и записывал в условиях соборной акустики, самое фантастическое исполнение пьесы Джона Кейджа As Slow as Possible, рассчитанное на 639 лет, – о таком вряд ли мог мечтать сам автор – запустили на органе в немецком соборе. Наш фонд уже восемь лет представляет программы, в которых звучит классика органного репертуара, теперь настало время показать, на что еще способен этот инструмент. Уверяю вас, это прорыв в иную реальность, а каждый концерт – потрясение», – комментирует директор фонда Collegium Musicum Олег Романенко.

24 октября цикл открывает титулярный органист Папской Базилики св. Михаила (Мадрид) Даниэль Сальвадор – он исполнит все органные сочинения Дьёрдя Лигети. Именно Лигети – композитор, чья музыка создает атмосферу фильмов Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» и «Сияние», – совершил настоящую революцию в восприятии органа. Его органные опусы и сегодня, в век электроники, звучат как послание из далекой галактики. Услышать пьесы Лигети на историческом органе в уникальной акустике собора – неповторимый экзистенциальный опыт для любого человека, даже далекого от музыкального авангарда.

18 декабря Марианна Высоцкая выступит в рамках Рождественского фестиваль «Адвент» с программой «Органные фрески: от Мессиана до наших дней». Это панорама органной музыки последнего столетия, в которой представлены и классики (Мессиан, Лангле, Пярт), и яркие зарубежные авторы (Кампо, Яманучи), и целая плеяда отечественных композиторов (Альфред Шнитке, Валерий Кикта, Фарадж Караев), в том числе прозвучит российская премьера пьесы «Love» Дмитрия Смирнова, умершего прошлой весной от коронавируса.

Панораму продолжит программа композитора и органиста Игоря Гольденберга «Симфония тысячи голосов» (6 февраля 2022). Он исполнит красочные полотна крупнейших мастеров французской органной школы (Дюрюфле, Дюпре, Лангле), вернется к ранним истокам современной музыки (Айвз, Скрябин), вспомнит выдающегося советского композитора и педагога, своего учителя Альберта Лемана и познакомит публику с собственными сочинениями.

Самая необычная программа – четырехчасовые «Медитации на органе» (7 апреля). Это размышление об архитектурных свойствах музыки и музыкальных свойствах архитектуры, найденных в архитектурном музыкальном инструменте. «Звук и тишина, свободно раскрывающиеся в пространстве и времени», – так описывает свою концертную инсталляцию немецкая органистка и композитор Эва-Мария Хубен, один из самых заметных представителей международной композиторской группы Wandelweiser, занимающейся тихой музыкой и практиками глубокого слушания. Концерт пройдет в рамках Международного фестиваля «Музыка Пространство Архитектура».

Последняя программа цикла – некий итог пути. В концерте «Organum novum: 50 звуковых лет» Илья Фёлльми-Кудрявцев (Швейцария) исполнит сочинения, созданные для органа в последние 50 лет; все они, кроме известной пьесы Кейджа Souvenir, прозвучат в России впервые. Среди авторов профессор Цюрихского университета искусств и органист кафедрального собора в Берне Даниэль Глаус, британец Майкл Финнисси и один из титанов современной музыки Хайнц Холлигер – все они так или иначе представляют направление новой сложности и развивают принципы крупнейших композиторов послевоенного авангарда. Этот концерт – настоящий вызов и для солиста, и для слушателей, он требует смелости и открытости, но точно можно сказать, что для тех, кто пройдет этот путь, музыкальная картина мир уже никогда не будет прежней.