Цветистый бисер звуков События

Цветистый бисер звуков

Уральский молодежный оркестр выступил в Москве

Вот уже год столичные концертные залы существуют в новых реалиях: близкое к панике состояние, спровоцированное прошлой весной резким оттоком европейских исполнителей и либерально настроенных соотечественников, сменилось философским принятием и поиском «нераскрученных» талантов внутри страны. Задача была непростая: предстояло разработать альтернативные привлекательные варианты репертуара на ближайшие месяцы и грядущие сезоны. Внешние обстоятельства вывели филармонические организации на путь своего рода «импортозамещения»: по-настоящему достойным выходом из сложившейся ситуации оказались локальные проекты, взращенные на периферии. Юные лица, молодые коллективы – все это существовало и раньше, но где-то на обочине, в тени «прославленных» и «заслуженных». Теперь им был дан зеленый свет: региональные коллективы начали расширять свою аудиторию за счет московских и петербургских ценителей академической музыки, а публика двух столиц, в свою очередь, стала приобщаться к еще не набившим оскомину именам.

В феврале на сцену Большого зала «Зарядья» впервые вышел Уральский молодежный симфонический оркестр. Учрежденный как филармоническая академия в 2006 году, он добился хороших результатов и как концертирующий коллектив: в его творческой биографии – участие в международных фестивалях, выступления с известными солистами. С сезона 2022/2023 оркестр возглавляет Дмитрий Филатов – победитель Конкурса имени Е. Ф. Светланова в Париже в 2018 году. Дебют УМСО в «Зарядье» состоялся при поддержке Дениса Мацуева. С екатеринбургской «молодежкой» он уже давно знаком и со свойственным ему энтузиазмом протежирует коллектив, приглашая его на свои проекты.

Дмитрий Филатов: Музыка для меня – процесс духовного общения

Первое отделение, в котором был заявлен Третий фортепианный концерт Рахманинова, прошло довольно напряженно и даже нервно отчасти из-за непредвиденного обстоятельства: одной из участниц группы деревянных духовых стало плохо прямо во время исполнения, однако маэстро Филатову хватило выдержки и самообладания, чтобы не прервать игру оркестра и вернуть происходящее в привычное русло, восстановив необходимую концентрацию на сцене и в зале. В Третьем фортепианном концерте, исполненном музыкальным тандемом энергично, но без суетливости и так любимых Мацуевым сверхскоростных темпов, спокойная глубокая мудрость, вложенная композитором в одно из своих главных в пианистическом репертуаре произведений, оттенила виртуозную техничность – именно лирические, созерцательные моменты в фортепианных каденциях и оркестровых партиях явились подлинным откровением. Зачастую когда рассуждают об интерпретациях Мацуева, то в первую очередь упоминают его спортивную выносливость, достойную олимпийского атлета, но часто забывают о его способности со всей деликатностью подходить к музыке элегического характера, умении рассмотреть тонкие оттенки глубоко личных переживаний.

Второе отделение вышло более ровным, уверенным. Программа, посвященная произведениям русских композиторов, выглядела выигрышно и отличалась безукоризненным вкусом и гармоничными пропорциями. Складывалось ощущение, что весь представленный музыкальный материал уже хорошо знаком участникам УМСО, поэтому и был сыгран с драйвом и артистической свободой, которой немного недоставало в Рахманинове. Симфоническая картина-фантазия «Ночь на Лысой горе» Мусоргского в обработке Римского-Корсакова получилась захватывающей и цельной. В контрастирующей с ее инфернальным фольклорным колоритом пьесе Лядова «Волшебное озеро» – образце «музыки воды», созданном непревзойденным мастером оттеночных оркестровых миниатюр, – УМСО продемонстрировал владение «акварельными» штрихами. Преобладающий шелест струнных, холодные тембры духовых, звенящие блики арфы и челесты – все эти звуковые ассоциации были переданы тонко и фактурно. Кульминацией вечера стало эффектное исполнение фрагментов из балета Стравинского «Жар-птица», в котором влияние русского академизма переплетается с импрессионистскими тенденциями. В целом УМСО показал отличный тонус, коллективную собранность и творческую индивидуальность, способность конкурировать со столичными оркестрами, а здоровое соперничество всегда способствует качеству.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии