Альбом «Цветы и сказки», вышедший на фирме «Мелодия», привлекает сразу, начиная с обложки: две роскошные дамы в элегантных, немного вычурных платьях с крупными цветами (из коллекции Татьяны Парфеновой «Фрейлинский сад»). Фантазией дизайнера Игоря Гуровича Ревич и Осетинская помещены в пространство, похожее на рай, – нереальное цветочное поле с причудливыми птицами в духе Сальвадора Дали. Какие-то они нездешние, несегодняшние. Когда начинаешь слушать сам диск – камерную музыку Рахманинова, Стравинского, Танеева, Аренского и Метнера для скрипки и фортепиано и фортепиано соло – понимаешь, насколько точен этот визуальный образ. Образ Серебряного века – стильного, яркого, но и жестокого, полного катаклизмов и потрясений (недаром Полина и Елена на обложке напоминают сестер Катю и Дашу из фильма «Хождение по мукам» – как зримое воплощение эпохи). Идея диска возникла у скрипачки Елены Ревич на Танеевском фестивале во Владимире, и потихоньку «одна вещь нанизывалась на другую, как бусинки на нитку». Программа подобрана со вкусом, при этом парадоксальным образом хорошо известные произведения («Русский танец» Стравинского, «Маргаритки» и «Сирень» Рахманинова) гармонично сочетаются с менее известными или совсем уж редкостями. При этом у исполнительниц было очевидное желание реабилитировать музыку Метнера (две «Сказки» и скрипичную сонату), Танеева («Сказку») и Аренского (Четыре пьесы для скрипки и фортепиано и «Незабудку»), доказать ее право на концертную жизнь. «Мы были потрясены тем, насколько это недооцененные сочинения: с точки зрения гармонических изысков и свежести восприятия они совершенно не уступают хитам», – сказала мне Полина Осетинская, и она права.
«Цветы и сказки» – это не просто альбом, а устоявшаяся концертная программа, уже прозвучавшая в Екатеринбурге, Москве, Владимире. Полина Осетинская считает, что вообще не стоит программу записывать сразу: сначала ее надо обыграть, потому что «в процессе концертной жизни она становится другой, открываются новые смыслы».
14 треков альбома слушаются на одном дыхании, без провалов, швов и желания «промотать пленку». Все начинается с цветочного цикла («Незабудки» Аренского, «Маргариток» и «Сирени» Рахманинова), а заканчивается «Сказками» Метнера. Удивителен финальный аккорд – «Сказка про Золушку и Ивана-дурака», редко звучащая пьеса для сольного фортепиано. Действительно сказка: слушается, как увлекательный рассказ, но скорее про приключения Ивана, нежели про Золушку – настолько здесь «русским духом пахнет».
Смысловым центром альбома является, несомненно, метнеровская Соната для скрипки и фортепиано № 1. Хоть и нечасто, но все же ее играют, да какие мастера! Невероятно увлекательно было сравнить интерпретацию на диске с записью Олега Кагана и Святослава Рихтера, сделанной в Белом зале Пушкинского музея в 1981 году. Стили разные: у девушек он мягче и лиричнее. Да и темпы здорово отличаются: у мэтров XX века общая длительность трехчастного произведения – 19 минут, а у дуэта Ревич – Осетинская – 21 минута с небольшим. Порой возникало ощущение, что в новом альбоме звучит совсем другая музыка: без пафоса, нажима, тревожной мятежности и резких контрастов, зато легкая, тихая, прозрачная. Бесспорно, версия Кагана – Рихтера замечательна и, наверное, более привычна. Но интерпретация Ревич – Осетинской мне показалась более созвучной сегодняшнему дню. Да и просто лично мне она ближе своей естественностью и даже, если хотите, бесхитростностью.