Данс-перлы-ньюс События

Данс-перлы-ньюс

Названы лауреаты «Золотой Маски» в танцтеатре

Петербургский Дом танца «Каннон Данс» привез творение Ксении Михеевой «Коллекционер» (не по Джону Фаулзу) в саунд-дизайновом оформлении Марины Орёл. На появляющиеся на заднике сакраментально-тезисные философские вопросы бытия типа: «Где предел?» пластически отвечают три танцовщика, лексика которых смахивает, скорее, на «бои без правил», а опус можно окрестить вольным данс-римейком «Криминального Петербурга» или фантазией на тему уличной драки. Хореоавторскую «диетичность» несколько компенсирует зажигательный драйв танцовщиков.

Поднаторевшие на Западе и работающие в тандеме Олег Степанов и Алексей Торгунаков сочинили «Объект в отдалении» для краснодарского коллектива «Воздух». Творцы посягнули на укрощение пространства, дав в руки четырех девушек длинные деревянные палки. Воительницы перемежали жреческие кромсания сценического эфира выкриками и потасовками. Театральные «снаряды» (жерди-палки, трубы и т. д.) этюдно обыграны давно всеми кому не лень – от европейских энтузиастов конца прошлого столетия до нашего соотечественника Мити Федотенко, проживающего во Франции. И потому увиденное оказалось скучной, старательно прочерченной «калькой» с былых образцов.

Итальянец Риккардо Бускарини на музыкально-атмосферные эскизы Caroline K. представил «Шелк» в исполнении артистов челябинского Театра современного танца. Автор обобщил свои впечатления о зимней поездке в поезде по заснеженной Сибири, сделав пластическое эссе о непрерывном движении как метафоре вечного пути. Он выразил это в бесшовных перекатываниях артистов по сцене (не все технически справляются с кантиленой), в которые остро вклиниваются «вихри снежные» акробатических поддержек.

Обласканная столичной критикой уже мэтр современного танца Татьяна Баганова прибыла со своей екатеринбургской труппой «Провинциальные танцы» и спектаклем «Имаго-ловушка» (неким парафразом басни Лафонтена-Крылова «Стрекоза и муравей»). Помещенные в андеграундно-«сталкеровский» антураж все персонажи (в отличие от некоторых литературных прообразов) ни на йоту «лето не пропевают», но обреченно тянут лямку-ярмо тяжких серых будней. Одетые в кислородные маски, с зачерненными веками, будто с фасеточными глазами насекомых, враждующие бригады муравьев и стрекоз вязнут в извечном антагонизме мужского-женского. Тут задыхаются в нехватке кислорода, лезут из кожи, висят на шее другого, продираются сквозь паутину, ползают на карачках. Запоминаются закланные стрекозиные обездвиженные тела, перетаскиваемые в муравейник. Но «зоологичная» лексика «из жизни насекомых» не отличается разнообразием. Несколько монотонный спектакль, представленный как развернутая метафора, к середине начинает «пробуксовывать» и разрешается несколькими финалами.

В конкурсе на Другой сцене театра «Современник» сразились екатеринбургская компания Zonk’a и московский дуэт фрилансеров Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского. Zonk’а состоит из альянса сочинителей-исполнителей Анны Щеклеиной и Александра Фролова, чей опус «Эссенция» с резкой сменой выразительных актерско-душевных состояний путем проведения ладоней по лицу напоминал старательно отрепетированный художественно-самодеятельный продукт – бесхитростный, но от всего сердца.

Опус «Memoriae» Гайдуковой–Матулевского с «Шаландами, полными кефали», которые Костя привозил, стал историей любви Софьи. Она с детских лет под звуки утесовской нетленки интуитивно предчувствовала судьбоносную встречу со своим Костей, который и материализовался из недр эйфмановской труппы в лице Константина Матулевского. Всегда эмоциональная Софья Гайдукова после затянувшейся «разминки» и тут отличилась к финалу в самозабвенно экстравертном и виртуозном танце.

Татарский спектакль «Зов начала (Алиф)» осмысливал тревожную тенденцию вымирания татарского языка. Композитор Эльмир Низамов, режиссер Туфан Имамутдинов, хореограф Марсель Нуриев превратили сцену в загадочное море песка, посреди которого пластически заклинал танцовщик Нурбек Батулла. Напоминающая жреческой рефренностью бежаровское «Болеро» очень лаконичная лексика пластически вторила геометрическим принципам и гармоничной пропорциональности исламской каллиграфии. Поднимаемые артистом песчаные бури означали художественный манифест этнического самосознания.

Екатеринбургский театр оперы и балета в годы самодуровского правления балетом участвует в золотомасочном конкурсе с неистовыми энтузиазмом и активностью. В этом году уральцы привезли мировую премьеру «Снежной королевы», созданную Вячеславом Самодуровым на специально написанную наивитальнейшую партитуру Артема Васильева. Купирование христианских мотивов с андерсеновской полифоничной философичностью искупилось оригинальностью постановочной идеи, заключенной в том, что черствое эгоистичное сердце превращает в снежнокоролевскую ледяную пустыню собственный дом. А простые, повторяемые танцы умилительных троллей-очаровашек и бесконечно-однообразный дивертисмент аляповатых цветов, пожалуй, разнообразит лишь эффектный выезд-антре Снежной королевы верхом на скелете мамонта (эдакая «ночь в музее»).

Лоран Илер – европейское лицо российского балета

Второй работой екатеринбуржцев, представленной на суд жюри, стала сюита из красивого старинного балета «Наяда и рыбак» в редакции главного российского реставратора классики Юрия Бурлаки. Дансантнейшие полушлягерные мелодии Цезаря Пуни (доведшие когда-то своей незатейливостью «до белого каления» выдающегося дирижера Геннадия Рождественского, выступившего в период своего краткого руководства Большим театром даже за упразднение балета «Дочь фараона» с его мотивчиками) и лексика балетной классики XIX века – благодатнейшая почва для танцевального спектакля. Но каверзы техники и четкость в изяществе старинных па пришлись не по ногам солистам труппы, не украсившим представление своими бесконечными падениями и срывами. Мастерство, необходимое для передачи стиля в интереснейших реконструкциях Бурлаки, искать все-таки нужно было в первоклассной труппе.

Выбор лауреатов жюри разыграло идеально и справедливо как никогда. В номинации «Спектакль в современном танце» опус «Имаго-ловушка» Татьяны Багановой действительно оказался лучшим из всех номинированных в этот раз сочинений. Жаль только, что некоторые предыдущие работы хореографа, существенно интереснее нынешней, не были когда-то отмечены премией. В номинации «Хореограф» лидера, выделившегося бы ярким самобытным языком, не было. Но жюри все-таки решило отметить Алексея Мирошниченко за «Золушку», видимо, учитывая и общие заслуги хореографа в Перми, и совокупность обстоятельств, в том числе и то, что, например, его «Жар-птица» (в трех одноактовках Стравинского) не была отобрана экспертами, которые (неизвестно почему) предпочли тройчатке «Снежную королеву» Самодурова.

Теодор Курентзис назначен лучшим дирижером в балете за исполнение прокофьевской «Золушки». В номинации «Лучшая роль» «Маска» досталась Анастасии Сташкевич из Большого театра России за главную партию в балете «Клетка». И хотя Сташкевич не было на фестивале равных, не забудем, что в этом же спектакле в этой же роли блистает не менее интересная балерина Екатерина Крысанова. Среди мужчин в этой же номинации победил Нурбек Батулла на фоне остальных пресных претендентов.

«Лучшим спектаклем в балете» заслуженно признана «Сюита в белом» Сержа Лифаря: полный восторг и, конечно, художественный прорыв Музыкального театра! (Лифарь никогда и не мечтал о таком, ведь когда-то ему не разрешили поставить в Большом «Федру» для Плисецкой, хотя он даже за это обещал Министерству культуры СССР подарить письма Пушкина). И сегодня нынешний худрук балета МАМТа, знаменитый француз Лоран Илер радостно восклицал: «Vive la Danse!»

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»