Дай, Перун, джедая меч События

Дай, Перун, джедая меч

В Краснодарском музыкальном театре состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила»

По нынешним временам, уже начало необычно: почти вся гениальная увертюра Глинки идет без навязчивой визуализации, и лишь в конце из открывшегося занавеса выезжает вращающаяся конструкция, напоминающая одновременно кунсткамеру, детскую карусель в парке, заставку советского мультсериала «Веселая карусель» и «живые картины». Перед нами – один из знаков поэмы Пушкина, подсказанный заученным с детства вступлением, – и это первый режиссерский лейтмотив спектакля. Из его вариаций самая удачная – сцена в садах Черномора: предыдущие жертвы Синей Бороды отечественного разлива выезжают в платьях не то в закрытых тумбах, не то в кукольных коробках, как заспиртованные земноводные в зоологическом музее. Другой лейтмотив – черно-белые круглые сущности в руках Наины и Финна («Природу вместе созидали Белбог и мрачный Чернобог»). В сцене в садах Наины эти сущности становятся золотыми яблоками: большое, надкусанное самой праматерью, смотрит на нас сверху, маленькими (и целенькими) кормят друг друга Ратмир и его чудные девы. Еще один сквозной символ – вода в коромысле: в первом действии над ней колдует прокравшаяся на свадебный пир Наина, в финале оперы вода помогает смыть всю черноту и мерзость порока.

Подобно многим коллегам-драмрежиссерам, Ольга Иванова строит мост между оперой и первоисточником, но она не одержима идеей «приближения к оригиналу», ради которого ставящие по либретто делают столько глупостей. Один из сквозных непоющих персонажей, пушкинский Кот ученый, прислуживает кому угодно – хоть Светозару, хоть Наине, хоть Черномору, а в Сцене и арии Людмилы с солирующей скрипкой вьется вокруг тоскующей красавицы, подобно еврейскому клезмеру у ресторанного столика (да и одет он в некое подобие лапсердака). Добавим, именно на Кота восседает и после своего рондо, и вообще после любой выраженной физической активности Фарлаф. Стёба с соответствующим цитатным рядом в постановке Ивановой хватает – и, если вспомнить не только поэму Пушкина (в которой ирония над отношениями полов балансирует на самой грани фола), но и Глинку (вся линия Фарлафа и Наины), эта тонкая ирония украшает и освежает. На свадебном пиру Светозар откровенно брезглив к без пяти минут зятю Руслану, одетому явно не по форме. Почтенному отцу семейства гораздо милее «положительный» и успешный Фарлаф в шлеме с рогами тевтонцев (подсмотрено у Эйзенштейна). Голова в сцене с Русланом – это искусственный интеллект, а рыцарь-победитель обретает лазерный меч джедая из «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Перед усыплением слуги Черномора для верности надевают на Людмилу смирительную рубашку. Сцена в садах Наины – пламенный привет популярным турецким сериалам.

Нюансы режиссерской трактовки (в частности, меняющаяся дистанция по отношению к героям – от слияния до резкой иронии) подхвачены художником-постановщиком Виктором Герасименко. Тандем Иванова – Герасименко сложился очень давно и дал немало прекрасных результатов. Один из последних – «Борис Годунов» именно в   Краснодарском театре (2022). Художественное решение Герасименко в целом – удачное сочетание подчеркнутого историзма с элементами отстранения. Например, в финале над героями не то парит, не то нависает не то грифон, не то птица Феникс сероватого оттенка: белая сущность побеждает черную, но, видимо, не до конца.

Дирижер-постановщик Антон Гришанин осуществил в целом весьма логичную и корректную по отношению к оригиналу редакцию (и редукцию) оперы Глинки. В современных реалиях это почти неизбежно: даже фанатично влюбленным в эту оперу людям (вроде вашего рецензента) ясно, что ее буквально распирает от красот, и это превышает слуховые и временные возможности среднего зрителя. Дискуссионным, пожалуй, остается только вопрос уместности купюр в Балладе Финна и Арии Руслана (хотя когда-то в Большом театре от нее отрезали весь быстрый раздел). Работа, проделанная дирижером, вызывает уважение, а местами и восхищение: оркестр Краснодарского театра звучит легко (иногда – как в увертюре – даже вызывающе легко), изящно и весьма дружелюбно по отношению к певцам. Не отстает и хор (хормейстер – Светлана Токарева). Некоторые деревянно-духовые соло не обошлись, впрочем, без огрехов.

 

В вокальном смысле у краснодарской премьеры было в основном женское лицо. В первый вечер в партии Людмилы блеснула Инна Деменкова. Певица со стремительно разворачивающейся международной карьерой контрастирует привычным колоратурным Людмилам прошлого. Настоящее сопрано плотного матового тембра, Деменкова привносит эту плотность и детализированность и в колоратурный регистр. Оба премьерных вечера в партии Ратмира высутпила Юлия Мазурова. Певица вошла в спектакль в кратчайшие сроки. Легкому меццо Мазуровой эта партия явно низковата, но спокойное, плавное звуковедение и такт дирижера смикшировали возможные проблемы, и роль стала украшением спектакля. К тому же и Инна Деменкова, и Юлия Мазурова буквально расцветали на сцене в прекрасных детализированных исторических костюмах. Весьма хороша и вторая премьерная Людмила, солистка Краснодарского театра Екатерина Подгорная. Она живое напоминание о колоратурных Людмилах вроде Веры Фирсовой, Бэлы Руденко или Альбины Шагимуратовой. Коррекции требует лишь некоторый форсаж в крайних регистрах. Вполне благополучны и в вокальном, и в актерском отношении обе Гориславы — Гюльнара Низамова и Татьяна Еремина. Мужчины запомнились меньше: в частности, оба Руслана, Александр Касьянов и Павел Гришин, не очень убедительны в нижнем регистре, и это слышно и в сольных, и в ансамблевых эпизодах.

Неоднократно упоминавшаяся сцена в садах Наины достойна стать отдельным концертным номером, настолько «вкусно» она поставлена. В трактовке балетмейстера-постановщика Екатерины Мироновой оперно-балетный дивертисмент полон чувственности и настоящей эротики, но родителям не придется спешно прикрывать глаза младшим детям (старшие, как водится, сами нам обо всем расскажут).

К радости осознания того факта, что в Краснодаре теперь есть свой достойный «Руслан…», примешивается, как это часто бывает, нотка грусти: по слухам, следующие показы планируются лишь в марте 2025 года.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»