Debussy Orchestrated <br>Orchestre national des pays de la Loire <br>Pascal Rophé <br>BIS Records Релизы

Debussy Orchestrated
Orchestre national des pays de la Loire
Pascal Rophé
BIS Records

Клод Дебюсси – хитрец: в детских сочинениях зашифровывал цитаты из собственных опусов, мелодии известных классических произведений и французские детские песенки. Национальный оркестр Пеи-де-ла-­Луар записал альбом Debussy Orchestrated, внутри которого – «Маленькая сюита», «Ящик с игрушками» и «Детский уголок». Оркестровые версии всех опусов, адресованных маленьким музыкантам, не авторские, принадлежат современникам и коллегам Дебюсси – композиторам Анри Бюссеру и Андре Капле.

«Маленькая сюита» написана для музицирования на фортепиано в четыре руки. Оркестровка Анри Бюссера, появившаяся в 1907 году, восхищала Дебюсси и его современников легкостью и музыкальностью. Послушайте, как оркестр Пеи-де-ла-­Луар под управлением Паскаля Рофе виртуозно исполняет «Балет», где бойкий марш сменяется «богемным» вальсом, а кафешантанное звучание превращается в элегантный дансинг.

Единственная дочь композитора Клод-­Эмма (или Шушу, как ласково называл ее отец) появилась на свет в 1905 году. Специально для нее Дебюсси сочинил фортепианный цикл «Детский уголок» и балет «Ящик с игрушками». Французский композитор даже нарисовал собственные иллюстрации к первому изданию фортепианного цикла, а вот балет «Ящик с игрушками» создавал на основе рисунков известного иллюстратора детских сказок Андре Элле. Один из рисунков вы можете увидеть на обложке альбома Debussy Orchestrated.

В балете выдуманный детьми мир живет по законам взрослых: ожившие игрушки влюбляются, ссорятся, танцуют, сражаются, залечивают раны. Хрупкий детский мир разбивается о тяготы взрослой жизни, мирное время сменяется вой­ной – фортепианная версия «Ящика» была завершена композитором за год до начала Первой мировой.

Французский оркестр Пеи-де-ла-­Луар в новом альбоме обратился к образцовым оркестровкам Андре Капле. Тонко и чувственно звучит Пролог к «Ящику с игрушками» или «Снег танцует» из «Детского уголка». Оркестровая ткань дышит и наполняется красками подобно насыщенному звучанию оркестра в «Образах» или опере «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. Сравните импрессионистское звучание «Детского уголка» из Debussy Orchestrated с холодной и сдержанной оркестровой версией, выполненной в 2011 году датским композитором Хансом Абрахамсеном. Иные краски и акценты, никакого импрессионистского любования.

Альбом Debussy Orchestrated словно увеличительное стекло: в «Ящике с игрушками», к примеру, много автоцитат, отсылок к опусам Стравинского – «царя Игоря», перед которым благоговели французские музыканты XX столетия, – а также Марш из «Фауста» Гуно и «Свадебный марш» Мендельсона. Граница «своего» и «чужого» здесь размыта, как и граница между детством и взрослой жизнью.