Дебютанты, мэтры и гранды События

Дебютанты, мэтры и гранды

В Москве прошел фестиваль искусств ко Дню Победы

Шесть концертов в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории – так в этом году сложилась афиша XI Международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается…». Каждый раз его художественный руководитель профессор Александр Соловьёв придумывает сквозную тему, объединяющую все события и задающую камертон. Подзаголовок нынешнего фестиваля «Они сражаются за Родину!..» предельно обостряет тональность, с одной стороны, перенося нас к событиям битвы за Сталинград, завершившейся разгромом нацистов восемьдесят лет назад, с другой – отсылая к событиям наших дней.

Как реагирует общество на такой открытый посыл? Цифры просмотров трансляций концертов, которые вело Телевидение Московской консерватории, говорят сами за себя: каждый вечер, кроме слушателей в зале, собирал более пятидесяти тысяч просмотров в социальной сети ВКонтакте и на канале YouTube.

Праздничная увертюра

Честь открытия фестиваля была предоставлена Симфоническому оркестру Министерства обороны РФ, который под руководством своего руководителя полковника Сергея Дурыгина давно уже шагнул за пределы ведомственного репертуара. В первом отделении за дирижерский пульт встал Александр Соловьёв, в последнее время также расширяющий свои амплуа и активно утверждающий себя в ипостаси симфонического дирижера. Выбранная им музыка позволила продемонстрировать фирменные качества артиста: волевую манеру и в то же время внимание к деталям. Энергичная «Праздничная увертюра» Шостаковича, дав торжественный импульс, сменилась элегично-философским Адажио Валерия Халилова, «Прелюдией памяти подольских курсантов» Александры Пахмутовой и тревожной музыкой Кузьмы Бодрова из фильма «Собибор». После академического блока последовала сюита ярких песенных номеров, где ведущий фестиваля Петр Татарицкий представлял публике  молодые дарования в сфере вокала. Эти имена уже на слуху: Егор Бобров, Егор Федоров, Майя Соловьёва, а также мальчик-дискант Виктор Скоробродов – учащийся Хорового училища имени Свешникова. «Весна 1945 года», «Баллада о красках», «У солдата выходной» в их исполнении вызвали трогательные чувства у публики. «Такие юные, а поют так, словно сами пережили трагедию тех лет. Это дорогого стоит», – признался после концерта слушатель духовного сана.

Во второй части вечера за пульт оркестра встал Сергей Дурыгин, чтобы представить московскую премьеру оратории Алексея Чернакова «Духом сильный народ» памяти воинов-сибиряков. Тут к оркестру присоединились Камерный хор Московской консерватории и сопрано Анна Половинкина, которой автор получил проникновенное соло. Музыка Чернакова, продолжающая традиции Свиридова, Гаврилина, подкупила зал своей искренностью, выразительностью и прямым посылом. Лаконичная форма включала драматический зачин, траурную эпитафию и походную песню, воспевающую «родимую Сибирь».

А завершился концерт-открытие парадным дефиле концертирующих певцов, в котором участвовали Софья Онопченко, Юлиана Рогачева и солист Ансамбля Александрова Дмитрий Волков, обладатель тембристого баритона, который всегда ждут от исполнителя песен «Поклонимся великим тем годам» и «День Победы» – песен, по-прежнему поднимающих зал и объединяющих людей в едином патриотическом порыве.

Только он не вернулся из боя

Девятое мая в Москве знаменуется не только парадом на Красной площади и салютом над столицей – сложный логистический режим заставил артистов искать обходные пути, чтобы попасть утром в Большой зал консерватории. Центр, Садовое кольцо были перекрыты, меры безопасности в этом году были особые, так что GPS в навигаторе переставал показывать маршрут на подъезде к консерватории.

Но в назначенный час Камерный хор Московской консерватории вышел на сцену, чтобы вместе со зрителями вновь пережить минуты высокой трагедии, улыбнуться сквозь слезы, признаться в любви и отдать дань памяти тем, кто не вернулся из боя. Песни Владимира Высоцкого составили особый блок в придуманной Александром Соловьёвым композиции: сегодня тексты Высоцкого звучат с какой-то пугающей актуальностью, а голос его сына Никиты вновь оживил в БЗК образ легендарного барда.

Хор вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной и органисткой Евгенией Кривицкой исполнил и любимые песни военных лет в эксклюзивных транскрипциях, а также опусы современных композиторов – Александра Клевицкого, Алины Небыковой (Москва), Сергея Екимова (Санкт-Петербург) и Владимира Синенко (Владивосток).

Одной из кульминаций программы стала мировая премьера сочинения для хора a cappella Петра Корягина «Молитва матери». После концерта, поздравляя участников, композитор подчеркнул: «Вы задаете высокий эмоциональный тон. Сегодня в зале слушатели получили колоссальные переживания. И именно это мы считаем памятью, именно это мы отстаиваем сегодня как страна – наследник Победы».

Зори здесь тихие

«В нашем фестивале всегда участвуют не только известные мэтры, но и юные музыканты, – говорит Александр Соловьёв. – Для нас особенно важно, чтобы об уроках истории и войны размышляли молодые артисты».

Таких проектов в афише было несколько. В БЗК выступили оркестр и хор суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В. М. Халилова. В Рахманиновском зале показали оперу К. Молчанова «Зори здесь тихие», поставленную силами студентов ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. Режиссер Андрей Цветков-Толбин не в первый раз обращается к военной тематике. На его счету – знаковые премьеры оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого, кантаты «Нам нужен мир» Анатолия Новикова. Опера Молчанова, напротив, сочинение более чем популярное, но режиссеру удалось найти свое решение, подчеркнув личное, человеческое в этой истории. Он умело обыграл «предлагаемые обстоятельства» – камерную сцену, формат полуконцертного исполнения под рояль – и создал полноценный спектакль, где высветил характеры и трагическую атмосферу сюжета.

Прекрасно показал себя в Малом зале консерватории Детский хор «Аврора» ДШИ имени В. Крайнева. Руководитель – энергичная, влюбленная в свое дело Анастасия Беляева, умеющая увлечь и повести за собой детей. Звучание хора поразило «недетской» полновесностью, профессионализмом, чистотой интонации. Все номера были исполнены наизусть, умело выстроенная драматургия программы включала контрасты между звучанием хора a cappella, под рояль, с солистами (включая добавление скрипки, аккордеона) и элементами сценического движения.

А завершился фестиваль мощной программой нашего гранда – Ансамбля имени Александрова. Его начальник полковник Геннадий Саченюк каждый раз повторяет, что сцена Большого зала для них особая, любимая. И публика собирается на их концерты своя, ждущая встречи с монументальным искусством, с возможностью «перелистать» страницы прошлого, зримо воскрешаемые этими артистами.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»