Дебютанты, мэтры и гранды События

Дебютанты, мэтры и гранды

В Москве прошел фестиваль искусств ко Дню Победы

Шесть концертов в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории – так в этом году сложилась афиша XI Международного открытого фестиваля искусств «Дню Победы посвящается…». Каждый раз его художественный руководитель профессор Александр Соловьёв придумывает сквозную тему, объединяющую все события и задающую камертон. Подзаголовок нынешнего фестиваля «Они сражаются за Родину!..» предельно обостряет тональность, с одной стороны, перенося нас к событиям битвы за Сталинград, завершившейся разгромом нацистов восемьдесят лет назад, с другой – отсылая к событиям наших дней.

Как реагирует общество на такой открытый посыл? Цифры просмотров трансляций концертов, которые вело Телевидение Московской консерватории, говорят сами за себя: каждый вечер, кроме слушателей в зале, собирал более пятидесяти тысяч просмотров в социальной сети ВКонтакте и на канале YouTube.

Праздничная увертюра

Честь открытия фестиваля была предоставлена Симфоническому оркестру Министерства обороны РФ, который под руководством своего руководителя полковника Сергея Дурыгина давно уже шагнул за пределы ведомственного репертуара. В первом отделении за дирижерский пульт встал Александр Соловьёв, в последнее время также расширяющий свои амплуа и активно утверждающий себя в ипостаси симфонического дирижера. Выбранная им музыка позволила продемонстрировать фирменные качества артиста: волевую манеру и в то же время внимание к деталям. Энергичная «Праздничная увертюра» Шостаковича, дав торжественный импульс, сменилась элегично-философским Адажио Валерия Халилова, «Прелюдией памяти подольских курсантов» Александры Пахмутовой и тревожной музыкой Кузьмы Бодрова из фильма «Собибор». После академического блока последовала сюита ярких песенных номеров, где ведущий фестиваля Петр Татарицкий представлял публике  молодые дарования в сфере вокала. Эти имена уже на слуху: Егор Бобров, Егор Федоров, Майя Соловьёва, а также мальчик-дискант Виктор Скоробродов – учащийся Хорового училища имени Свешникова. «Весна 1945 года», «Баллада о красках», «У солдата выходной» в их исполнении вызвали трогательные чувства у публики. «Такие юные, а поют так, словно сами пережили трагедию тех лет. Это дорогого стоит», – признался после концерта слушатель духовного сана.

Во второй части вечера за пульт оркестра встал Сергей Дурыгин, чтобы представить московскую премьеру оратории Алексея Чернакова «Духом сильный народ» памяти воинов-сибиряков. Тут к оркестру присоединились Камерный хор Московской консерватории и сопрано Анна Половинкина, которой автор получил проникновенное соло. Музыка Чернакова, продолжающая традиции Свиридова, Гаврилина, подкупила зал своей искренностью, выразительностью и прямым посылом. Лаконичная форма включала драматический зачин, траурную эпитафию и походную песню, воспевающую «родимую Сибирь».

А завершился концерт-открытие парадным дефиле концертирующих певцов, в котором участвовали Софья Онопченко, Юлиана Рогачева и солист Ансамбля Александрова Дмитрий Волков, обладатель тембристого баритона, который всегда ждут от исполнителя песен «Поклонимся великим тем годам» и «День Победы» – песен, по-прежнему поднимающих зал и объединяющих людей в едином патриотическом порыве.

Только он не вернулся из боя

Девятое мая в Москве знаменуется не только парадом на Красной площади и салютом над столицей – сложный логистический режим заставил артистов искать обходные пути, чтобы попасть утром в Большой зал консерватории. Центр, Садовое кольцо были перекрыты, меры безопасности в этом году были особые, так что GPS в навигаторе переставал показывать маршрут на подъезде к консерватории.

Но в назначенный час Камерный хор Московской консерватории вышел на сцену, чтобы вместе со зрителями вновь пережить минуты высокой трагедии, улыбнуться сквозь слезы, признаться в любви и отдать дань памяти тем, кто не вернулся из боя. Песни Владимира Высоцкого составили особый блок в придуманной Александром Соловьёвым композиции: сегодня тексты Высоцкого звучат с какой-то пугающей актуальностью, а голос его сына Никиты вновь оживил в БЗК образ легендарного барда.

Хор вместе с пианисткой Екатериной Мечетиной и органисткой Евгенией Кривицкой исполнил и любимые песни военных лет в эксклюзивных транскрипциях, а также опусы современных композиторов – Александра Клевицкого, Алины Небыковой (Москва), Сергея Екимова (Санкт-Петербург) и Владимира Синенко (Владивосток).

Одной из кульминаций программы стала мировая премьера сочинения для хора a cappella Петра Корягина «Молитва матери». После концерта, поздравляя участников, композитор подчеркнул: «Вы задаете высокий эмоциональный тон. Сегодня в зале слушатели получили колоссальные переживания. И именно это мы считаем памятью, именно это мы отстаиваем сегодня как страна – наследник Победы».

Зори здесь тихие

«В нашем фестивале всегда участвуют не только известные мэтры, но и юные музыканты, – говорит Александр Соловьёв. – Для нас особенно важно, чтобы об уроках истории и войны размышляли молодые артисты».

Таких проектов в афише было несколько. В БЗК выступили оркестр и хор суворовцев Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В. М. Халилова. В Рахманиновском зале показали оперу К. Молчанова «Зори здесь тихие», поставленную силами студентов ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. Режиссер Андрей Цветков-Толбин не в первый раз обращается к военной тематике. На его счету – знаковые премьеры оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого, кантаты «Нам нужен мир» Анатолия Новикова. Опера Молчанова, напротив, сочинение более чем популярное, но режиссеру удалось найти свое решение, подчеркнув личное, человеческое в этой истории. Он умело обыграл «предлагаемые обстоятельства» – камерную сцену, формат полуконцертного исполнения под рояль – и создал полноценный спектакль, где высветил характеры и трагическую атмосферу сюжета.

Прекрасно показал себя в Малом зале консерватории Детский хор «Аврора» ДШИ имени В. Крайнева. Руководитель – энергичная, влюбленная в свое дело Анастасия Беляева, умеющая увлечь и повести за собой детей. Звучание хора поразило «недетской» полновесностью, профессионализмом, чистотой интонации. Все номера были исполнены наизусть, умело выстроенная драматургия программы включала контрасты между звучанием хора a cappella, под рояль, с солистами (включая добавление скрипки, аккордеона) и элементами сценического движения.

А завершился фестиваль мощной программой нашего гранда – Ансамбля имени Александрова. Его начальник полковник Геннадий Саченюк каждый раз повторяет, что сцена Большого зала для них особая, любимая. И публика собирается на их концерты своя, ждущая встречи с монументальным искусством, с возможностью «перелистать» страницы прошлого, зримо воскрешаемые этими артистами.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады