Весной 2023 года Симфонический оркестр Самарской филармонии возглавил Денис Власенко – известный российский дирижер, имеющий богатый творческий опыт. Он выступал с такими солистами, как Юрий Башмет, Вадим Репин, Анна Нетребко, Аида Гарифуллина, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский, Хибла Герзмава, Люка Дебарг, Эрвин Шротт, Джозеф Каллейя, сотрудничал со многими российскими и зарубежными коллективами. О состоявшихся концертах и ближайших творческих планах Денис Власенко (ДВ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Денис, как сложилось ваше сотрудничество с Самарской филармонией? Как поступило предложение возглавить оркестр?
ДВ Все произошло абсолютно спонтанно, как и многое в моей жизни. Я приехал с концертом в Самарскую филармонию в октябре 2022 года, после чего руководство филармонии мне предложило возглавить коллектив. Месяцев пять я думал, и вот прошел уже мой первый сезон с оркестром Самарской филармонии. Я оцениваю итог в целом как успешный. У нас состоялись гастроли в Москве – оркестр удачно выступил в Концертном зале имени Чайковского, солировал знаменитый российский скрипач Вадим Репин. А в конце июня мы выезжали в Петербург, где в зале Капеллы закрывали сезон исполнив «Реквием» Верди. Должны были сыграть его весной в Самаре, но из-за трагических событий в «Крокусе» концерт тогда отменился. Благо в Петербурге все состоялось, с нами выступил замечательный хор Капеллы Владислава Чернушенко. Надеюсь, что в нынешнем сезоне все же получится показать «Реквием» и в Самаре.
ЕК Вас поддерживает Министерство культуры Самарской области?
ДВ Да, конечно. За что им большое спасибо! И надеюсь, что и новый губернатор будет проявлять интерес к академической музыке и не оставит нас без внимания.
ЕК В сентябре в Самаре вновь проходит фестиваль, посвященный Шостаковичу. Что играет Филармонический оркестр?
ДВ Мы открыли фестиваль программой с участием Ильдара Абдразакова, который пел «Сюиту на сонеты Микеланджело» Шостаковича. Произведение сложное, глубокое и редкое даже для столичных площадок, а для Самары оно стало большим событием: премьера, тем более в интерпретации такого большого артиста. Также выступил Энджел Вонг – молодой, популярный сейчас лауреат Конкурса имени Чайковского. Оркестр филармонии принял участие также в премьерном исполнении в Самаре оратории Эдуарда Артемьева «Девять шагов к Преображению» вместе с Московским государственным академическим камерным хором, которым дирижировал Тимофей Гольберг.
ЕК Какова ваша стратегия развития оркестра на этот сезон?
ДВ Самарский оркестр определенное время находился в застое, в «закисшем» состоянии, прежде всего эмоциональном. Музыканты должны взбодриться, вспомнить, что такое творчество, музицирование, ощущение счастья на сцене. Два-три сезона мы должны просто поиграть много разной хорошей музыки, ездить на гастроли – это очень вдохновляет, мотивирует. Вы бы видели, какие воодушевленные они приехали после выступлений в Москве и Петербурге! В этом сезоне с нами будут выступать, как и в прошлом году, многие артисты категории «А». К нам приедут в рамках своих именных фестивалей Вадим Репин, Денис Мацуев, Борис Березовский. Очень ждем приезд таких больших артистов, как Василий Ладюк, Александр Гиндин и еще множество замечательных молодых музыкантов. Я воспринимаю филармоническую и оркестровую жизнь не только как образовательную и воспитательную институцию, но и, в частности, как некий «супермаркет», в хорошем смысле этого слова, в котором есть «фирменные блюда» и где все себе найдут свои «любимые продукты» на любой вкус. Мы предлагаем и романтический репертуар, и современную музыку – у нас будут присутствовать в афише сочинения молодых композиторов. Именно такое разнообразие максимально развивает коллектив и творчески обогащает его и жизнь филармонии в целом.
ЕК Ваша карьера не ограничивается работой в Самаре, а ваши интересы в равной степени связаны и с музыкальным театром. Вы дирижировали многими оперными постановками. Планируете ли делать в Самарской филармонии оперы в концертном исполнении?
ДВ Я очень часто дирижировал операми в концертном исполнении и люблю этот жанр, но здесь, в Самаре, стараюсь не заходить на это поле, так как тут уже есть прекрасный оперный театр. Кроме того, сезон у филармонического оркестра очень насыщенный, а репетиций для оперы требуется немало – пока нет просто времени на это. Но в принципе опера всегда была и есть в моей жизни, на Западе я как раз начинал реализовываться как оперный дирижер.
ЕК Вы несколько сезонов руководили Оперным театром в Ташкенте (ГАБТ имени А. Навои)?
ДВ Я проработал в театре два года, уехал туда в 2021 году, и когда поступило предложение из Самары, то какое-то время совмещал две должности. Очень рад, что судьба свела меня с Узбекистаном. Полюбил эту страну, людей, культуру. Прекрасный театр, замечательные музыканты, желаю им лишь побольше профессионалов в сфере культуры и музыкального менеджмента. И все у них тогда будет развиваться хорошо.
ЕК Вы же недавно ездили в Бразилию? Расскажите об этом экзотическом путешествии.
ДВ Уже два года я сотрудничаю с «Русскими сезонами» – масштабным международным культурным проектом Правительства РФ и Минкультуры. Мы познакомились как раз в Узбекистане, когда российские артисты представили там дни русской культуры. А сейчас меня пригласили в рамках этого проекта на гастроли в Бразилию. Поехала группа прекрасных солистов – Ильдар Абдразаков и молодые лауреаты Конкурса имени Чайковского: Зинаида Царенко, Даниил Коган, Сергей Давыдченко. Мы давали концерты в Рио-де-Жанейро, в Муниципальном театре, где выступали все великие певцы XX века – Энрико Карузо, Федор Шаляпин, Монтсеррат Кабалье и многие другие. Невероятная архитектура в колониальном духе – помпезная, богатая. Страна очень красивая, и здорово, что было время ознакомиться с достопримечательностями, погулять. Там потрясающие пляжи, океан. Публика очень горячая – после каждого номера зал вставал на аплодисментах. Незабываемые впечатления – и надеюсь, что мы как-нибудь вернемся туда снова.
ЕК Есть дирижеры, которые увлекаются масштабными идеями: например, сыграть и записать все симфонии Бетховена или Шостаковича. А чего хочется вам?
ДВ У меня сейчас нет амбиций записать все симфонии какого-то композитора и вписать себя в историю таким образом. Я хочу просто выступать и получать удовольствие от процесса сотворчества с музыкантами на сцене – это самое главное! А что касается выпуска дисков, то мне кажется, что индустрия звукозаписи давно умирает, а при наличии шедевров от больших мастеров прошлого современным артистам трудно чем-то удивлять. Гораздо важнее живое исполнение, ощущение присутствия на концертах – вот это хорошо бы запечатлеть. Посмотрим, может быть, позже я поменяю свою точку зрения, но пока не испытываю потребности делать записи.
ЕК Вы занимались преподаванием. Нет ли мысли вернуться к педагогике? Есть потребность делиться опытом?
ДВ Я этим занимался больше из альтруизма, поскольку финансово, как правило, это малопривлекательное занятие. Для меня важен интерес самих учеников. Два моих студента из Хорового училища имени Свешникова поступили: один – в Санкт-Петербургскую консерваторию, а другой – в Московскую. И у обоих было первое высшее образование. Я открыт к любым предложениям – главное, чтобы было творческое отношение и горение у ребят.
ЕК Вы представляете какую дирижерскую школу?
ДВ Решайте сами. Я закончил Академию хорового искусства – мне посчастливилось быть в классе у Виктора Сергеевича Попова. Потом я поступил в Московскую консерваторию к Владимиру Александровичу Понькину, на третьем курсе я перевелся в Санкт-Петербургскую консерваторию к Александру Вениаминовичу Титову. Но все же я себя считаю последователем московской школы, главой которой в мои годы был Геннадий Рождественский. Мне близка его техника, манера дирижирования, подход к профессии. Кстати, у учеников Рождественского есть характерный узнаваемый стиль. Что касается петербургской школы, то если посмотреть на учеников того же Мусина – Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, Теодора Курентзиса, дирижеров разных поколений, – то ничего объединяющего между ними кроме таланта не найти. В то же время это и хорошо: дирижеру необходимо придумать свой образ, понять свою пластику и найти «свое лицо». И я всегда учу этому своих студентов, запрещая копировать кого-либо. А примеры слепых дирижерских копий во всем мы наблюдаем сейчас в огромном ассортименте, к сожалению.
ЕК Сейчас многие оркестры, филармонии создают фестивали – нет ли желания пойти в этом направлении?
ДВ Вы знаете, к понятию «фестиваль» я отношусь осторожно и с уважением. Сейчас есть тенденция называть фестивалем все, что больше одного концерта. В моем понимании фестиваль должен обладать какой-то идеей, концепцией, философией, своим лицом в конце концов. Но таких – единицы. Само понятие «замылилось». У меня также нет пока ясного представления, что бы можно было предложить, поэтому пока я не планирую ничего создавать.
Возможно, у того же фестиваля «Шостакович. Над временем» в Самаре появится более очерченная концепция, завязанная в том числе и на туристической инфраструктуре города, тогда по-другому заработает экономика всего региона. Ведь Самаре официально присвоен статус «города-курорта»: есть благоустроенная набережная, пляж. Самара очень преображается, я рад этому и хотел бы, чтобы и музыкальная культура также развивалась. Все возможности для этого есть. Ведь, я не устаю это повторять, культура – это витрина города.