Дерек Шеринян (ДШ) – именитый виртуоз, пианист, органист и клавишник, выпускник знаменитого Музыкального колледжа Беркли в Бостоне – совсем недавно выпустил новую сольную работу Vortex. Этот уникальный музыкант обладает удивительным почерком игры на аналоговых клавишных, что одновременно сочетает в себе джаз, фьюжн и, как ни странно, хард-роковые гитарные стилистику и саунд. Услугами Шериняна пользовались Бадди Майлз, Элис Купер, Билли Айдол, Dream Theater, Kiss, Whitesnake и Ингви Мальмстин. А еще Дерек – оригинальный участник таких супергрупп, как Black Country Communion и Sons of Apollo.
О любимых наставниках, эксклюзивной коллекции винтажных элетроорганов и героической связи с Арменией американский музыкант рассказал Дмитрию И. Сараеву (ДС) – организатору многих российских концертов с участием Дерека Шериняна.
ДС Дерек, в прошлом году интернет-издание MusicRadar назвало тебя «величайшим клавишником XXI века», журнал Keyboard присвоил звание «героя клавишных нового поколения», а сам Элис Купер считает тебя «Калигулой клавиш». Какое из этих званий тебе «ближе к телу»?
ДШ (Смеется.) Сходу и не скажешь. Все эти эпитеты весьма приятны, а в чем-то даже забавны. Но если серьезно, то я не очень обращаю внимание на подобные штуки и больше сосредоточен на музицировании и записи хороших альбомов.
ДС Большинство своих сольных пластинок, в том числе и самую свежую Vortex, ты создавал в соавторстве с очень талантливым барабанщиком Саймоном Филлипсом, работавшим с группами Toto, Tears for Fears, Гэри Муром, Фрэнком Заппой. Как строится ваша совместная с Саймоном работа над новым музыкальным материалом?
ДШ Мы просто обмениваемся с Саймоном придуманными риффами, музыкальными секциями и идеями. Дальше – дорабатываем все это дело, а потом выбираем лучшее. Потом мы приступаем к тестированию демозаготовок, джэмуем. Таким образом появляются на свет новые песни.
ДС А что все же для вас с Саймоном первичнее – рифф, мелодия или, возможно, соло?
ДШ По-разному. Да, процесс создания композиций включает в себя все то, о чем ты упомянул. Но с каждой песней все по-своему. В результате все эти идеи – риффы, секции, мелодии и соло – сводятся воедино, и так рождаются и отдельные номера, и альбомы.
ДС Обратил внимание, что начиная с 1999 года ты выпускал по одному сольному альбому в течение каждых одного-двух лет. Но между дисками Oceana (2011) и The Phoenix (2020) – перерыв аж в девять лет. Чем это было вызвано?
ДШ Считаю, что звукозаписывающий бизнес был совсем плох в те годы. Пиратские диски, Napster, прочие торренты… Все эти безобразия очень сильно влияли на реальные продажи альбомов и синглов. И с каждой новой пластинки я получал все меньшие и меньшие гонорары от звукозаписывающих компаний. Причем вне зависимости от того, насколько хороши были мои альбомы, издаваемые и продаваемые ими. Поэтому игра не стоила свеч, и я решил сделать паузу. Но спустя эти девять лет, я стал понимать, что очень соскучился по выпуску своих сольных дисков. На самом деле я и сейчас зарабатываю не так уж много денег на этом поприще. Думаю, что когда-то в будущем я все же отправлюсь в большой тур со всем своим сольным материалом.
ДС Кто привил тебе любовь к музыке из артистов, других людей?
ДШ Думаю, таких много – это и The Beatles, и Элтон Джон, позже меня вдохновляли группы Van Halen, Aerosmith и AC/DC. А еще это джаз и фьюжн – например, Эл Ди Меола и Аллан Холдсуорт.
ДС А из учителей и преподавателей музыки?
ДШ У меня было немало выдающихся учителей и преподавателей. Один из них – Алессандро Алессандрони (итальянский музыкант и композитор саундтреков, работал и с Эннио Морриконе. – Д.С.) – он был моим преподавателем в Беркли. Ти Лавиц из группы Dixie Dregs – отличный наставник, у которого я также брал уроки. А еще это Митчел Форман (он играл в группе Майлза Дэвиса) и Рассел Ферранте – пианист коллектива Yellowjackets. Все они изумительные музыканты и прекрасные преподаватели, и я действительно считаю себя счастливчиком, оттого что судьба свела меня с такими наставниками.
ДС Что вспоминается о твоих первых шагах на профессиональной сцене «под присмотром» прекрасного Бадди Майлза?
ДШ О, это, конечно, что-то незабываемое. Бадди Майлз такой душевный человек и музыкант! Он ведь играл с самим Джими Хендриксом, а это уже история, легенда! Тогда, в 1988 году, это был мой самый первый опыт концертных выступлений и туров, я много чему научился у Бадди Майлза – это и грув, и стиль.
ДС Какие инструменты твои самые любимые и дорогие сердцу, какие из них ты использовал для записи последнего альбома Vortex?
ДШ Здесь все очень просто. Вот мой любимый Hammond С3 1959 года выпуска, я зову его «Биг Рэд». Рояль и все клавишные, что ты видишь в студии, – все это я использовал для записи альбома Vortex. Вот еще один Hammond – модель B3 (1962). Здесь – очень интересный экземпляр Memorymoog 1982 года. А вот – Minimoog Voyager 2010-го, рядом – электропианино Rhodes, электроорганы Mellotron, Clavinet. А вот акустический рояль Yamaha 1977 года. И наконец, мои эффекты, педали-примочки – кстати, все они гитарные!
ДС Тебя считают клавишником, играющим в гитарном стиле. Можешь рассказать, как тебе как-то довелось поджэмовать с твоим гитарным гуру Эдвардом Ван Халеном на «корпоративе» в его собственном доме?
ДШ Дело было в 2006 году. В те времена у моего друга Стефана Адика была группа Star F*ckers, которая была приглашена выступить на той вечеринке в доме Эдди. Зная мое трепетное отношение и любовь к Эдди Ван Халену и его творчеству, Стефан позвал меня стать участником его группы, несмотря на то, что в Star F*ckers до того момента вообще никогда не было клавишника! Это было просто невероятно, ведь Эдди Ван Хален – мой кумир с самого детства.
За день до выступления мы с группой Star F*ckers приехали в дом к Эдди, чтобы отрепетировать грядущее выступление. И тут появляется сам хозяин, а так как ему очень понравилась группа, он и говорит: «Эй, парни, я хочу поджэмовать с вами!» Берет свою гитару и начинает играть вместе с нами! Чуть позже мы разговорились с Эдди, и в итоге пришли в его студию «5150», которая представляла собой гостевой дом, переоборудованный в полноценную студию звукозаписи… На следующий вечер мы сыграли намеченное шоу. Для меня это стало каким-то суперпозитивным сюром!
ДС Знаю, что ты давно мечтал, чтобы гитарист-виртуоз Майкл Шенкер сыграл на твоем сольном альбоме, и вот на новейшем диске Vortex это воплотилось в жизнь. А как насчет еще одного твоего гитарного героя – Джеффа Бека?
ДШ Я готов на все что угодно ради совместной работы с Джеффом Беком! Но сейчас он очень занят в совместном с Джонни Деппом музыкальном проекте. Возможно, как только Джефф освободится, наберу его, и у нас, наконец, что-то получится сделать вместе!
ДС Читал, что вы с коллегами по одной из супергрупп с твоим участием – Black Country Communion – приняли решение записать новый и пятый по счету студийный альбом…
ДШ Да, мы активно и серьезно обсуждаем этот проект вместе с Джо Бонамассой, Гленном Хьюзом, Джейсоном Бонэмом, но конкретных дат или расписаний по нему пока нет.
ДС У тебя греко-армянские корни, а твоя прабабушка Элизабет Язиджян с оружием в руках боролась за права семьи и других армян во время Армяно-азербайджанской войны в начале XX века. Можешь рассказать немного об этом?
ДШ На самом деле это тема для отдельного разговора… Я очень долго шел к тому, чтобы встретиться со своей удивительной прабабушкой, пусть уже и после ее смерти. Могила Элизабет Язиджян находится в Ереване. Там и сейчас живут мои родственники – в том числе двоюродные братья. Кстати, я буду гостить у них в Ереване буквально в сентябре, куда мы отправляемся вместе с Sons of Apollo для выступления на фестивале Starmus (его участниками были нобелевские лауреаты Стивен Хокинг и Кип Торн, музыкант и астрофизик Брайан Мэй, поп-рок-звезды Брайан Ино и Сара Брайтман, космонавты Алексей Леонов и Геннадий Падалка, астронавты Нил Армстронг, Базз Олдрин), что проводит знаменитый астрофизик Гарик Исраелян.
ДС Ты по-прежнему персона нон грата в Азербайджане?
ДШ Да, это так. И все из-за того, что вместе с Гленном Хьюзом мы приняли участие в концерте в Арцахе (Нагорный Карабах) в сентябре 2012 года. Один из концертов мы сыграли вместе с армянской группой Dorians в Ереване, и это было фантастическое шоу! Я бывал в Армении пять или шесть раз. Очень люблю эту страну. Этот концерт прошел в Ереване, а еще тогда мы выступали в Арцахе. Представляешь, люди в Арцахе никогда ранее не видели рок-концертов. Это было невероятно здорово!