Девять «до» – <br>кто больше? События

Девять «до» –
кто больше?

Гала-концертом лауреатов завершился Международный конкурс молодых оперных певцов имени Н.А.Римского-Корсакова

Небольшой городок Тихвин в Ленобласти раз в два года становится на неделю центром вокального искусства. Родина Римского-Корсакова чтит своего уроженца – ​в его доме действует замечательный музей, хранящий дух семьи Корсаковых: тут много личных вещей не только самого Николая Андреевича, но и его родителей, брата – ​людей, живших в этом доме рядом с ним. Рядом – ​Полковая церковь, небольшая часовня, открывающая двери для проведения камерных концертов. Здесь, а также на сцене Дворца культуры Тихвина разворачивались основные события оперного фестиваля и международного конкурса вокалистов, проходящего уже в одиннадцатый раз.

Руководитель и идейный вдохновитель всего проекта – художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева приветствовала участников так: «Я уверена, если душа великого композитора сейчас слышит нас, то Николай Андреевич несказанно рад тому, что это событие теперь проходит на его родине, куда мы всегда приезжаем с особым чувством».

Среди лауреатов прошлых лет – самые знаменитые российские певцы XXI века: Анна Нетребко, Евгений Никитин, Хибла Герзмава, Ольга Трифонова, Ильдар Абдразаков, Ольга Гурякова, Даниил Штода, Василий Герелло, Лариса Рудакова, Любовь Петрова, Екатерина Сюрина, Марина Поплавская, Венера Гимадиева, Юлия Маточкина и многие другие.

Каждый раз конкурс открывает таланты, и всегда интересно увидеть новую поросль лауреатов и попробовать угадать – кто же через несколько лет станет звездой. Конкурс проходит по двум номинациям – оперное пение и камерное, и в программе сделан акцент на наследии Римского-Корсакова и его окружении: «камерникам» предлагается спеть на первом туре обязательно его романс, а на втором туре – романс кого-то из представителей «Могучей кучки». «Оперникам» – и на первом, и на втором туре – арии из русских опер от Глинки до начала XX века.

На третий тур в Тихвин приезжает Симфонический оркестр Мариинского театра, в этом году за его пульт встал Михаил Синькевич, аккомпанировавший финалистам конкурса. Победители получили право выступить в гала-концерте на сцене Концертного зала «Мариинский», транслировавшемся онлайн на сайте театра. Так что резонанс – максимальный, не говоря уже о внушительном призовом фонде: 250 тысяч рублей – первая премия в оперной номинации и 80 тысяч рублей – в камерной.

Каков оказался расклад нынешнего конкурса? У Ларисы Гергиевой – всегда штучный подбор голосов. В первом отделении пели дипломанты – перспективные ребята, но еще не в полной мере овладевшие вокальной технологией или не столь убедительные в артистизме, как лауреаты. Пожалуй, наилучшее впечатление произвели Владимир Лебедев, очень музыкальный бас, спевший арию Прочиды из «Сицилийской вечерни» Верди; тенор Игорь Барбаков, показавший в каватине Владимира Игоревича (из «Князя Игоря» Бородина) объемность голоса и понимание сути характера своего персонажа. Уверенно держалась на сцене москвичка Евгения Асанова, выбравшая «брючную» арию Ромео из «Капулетти и Монтекки» Беллини. Меццо по-прежнему редкость, и ее тембр выделился из общего ряда звонких сопрано.

Гала-концерт в Концертном зале «Мариинский»

Зато во втором отделении особо придраться было не к чему. Публика надолго запомнит девять «до» в каватине Тонио из «Дочери полка», которые играючи взял Кирилл Белов (III премия). Милой, застенчивой субреткой предстала Алена Гузь (Украина) в Рассказе Мими из «Богемы» Пуччини. Замечательный болгарский бас Божидар Божкилов (II премия) исполнил арию терзаемого ревнивыми подозрениями короля Филиппа с замечательным пониманием стиля Верди, искусно делая сфумато в конце фраз. С некоторым испугом, отчего голос звучал резковато, начала Ольга Маслова (II премия) Сцену Имоджены из «Пирата» Беллини. Но к середине распелась и завершила номер на большом эмоциональном подъеме.

Традиционно на конкурс приезжают монгольские певцы, выделяющиеся большими красивыми голосами и неплохим знанием русского языка. Имя Анхбаяра Энхболда (I премия) наверняка встретится нам на оперных просторах. А пока публика наслаждалась арией Жерара из «Андре Шенье» Джордано. Кстати, репертуар концерта порадовал нешаблонностью и разнообразием авторов. Получилась своеобразная антология итальянской оперы XIX века с отдельными вкраплениями русской, французской и немецкой школ.

Проникновенно, с пониманием стиля и чувством фразировки спела фрагмент из «Анны Болейн» Анна Бархатова (I премия). А самое потрясающее впечатление – от грузинского певца Годердзи Джанелидзе, получившего Гран-при. Он взял труднейшую арию герцога Альвизе из «Джоконды» Понкьелли и выдал такой накал страстей в сочетании с идеальным владением голоса, что хоть сейчас приглашай выступить на сцену Мариинки. Кажется, Лариса Абисаловна так и поступила, намекнув после концерта, что весной Джанелидзе вольется в дружную молодежную семью «академиков» Мариинского театра.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории