Девять «до» – <br>кто больше? События

Девять «до» –
кто больше?

Гала-концертом лауреатов завершился Международный конкурс молодых оперных певцов имени Н.А.Римского-Корсакова

Небольшой городок Тихвин в Ленобласти раз в два года становится на неделю центром вокального искусства. Родина Римского-Корсакова чтит своего уроженца – ​в его доме действует замечательный музей, хранящий дух семьи Корсаковых: тут много личных вещей не только самого Николая Андреевича, но и его родителей, брата – ​людей, живших в этом доме рядом с ним. Рядом – ​Полковая церковь, небольшая часовня, открывающая двери для проведения камерных концертов. Здесь, а также на сцене Дворца культуры Тихвина разворачивались основные события оперного фестиваля и международного конкурса вокалистов, проходящего уже в одиннадцатый раз.

Руководитель и идейный вдохновитель всего проекта – художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева приветствовала участников так: «Я уверена, если душа великого композитора сейчас слышит нас, то Николай Андреевич несказанно рад тому, что это событие теперь проходит на его родине, куда мы всегда приезжаем с особым чувством».

Среди лауреатов прошлых лет – самые знаменитые российские певцы XXI века: Анна Нетребко, Евгений Никитин, Хибла Герзмава, Ольга Трифонова, Ильдар Абдразаков, Ольга Гурякова, Даниил Штода, Василий Герелло, Лариса Рудакова, Любовь Петрова, Екатерина Сюрина, Марина Поплавская, Венера Гимадиева, Юлия Маточкина и многие другие.

Каждый раз конкурс открывает таланты, и всегда интересно увидеть новую поросль лауреатов и попробовать угадать – кто же через несколько лет станет звездой. Конкурс проходит по двум номинациям – оперное пение и камерное, и в программе сделан акцент на наследии Римского-Корсакова и его окружении: «камерникам» предлагается спеть на первом туре обязательно его романс, а на втором туре – романс кого-то из представителей «Могучей кучки». «Оперникам» – и на первом, и на втором туре – арии из русских опер от Глинки до начала XX века.

На третий тур в Тихвин приезжает Симфонический оркестр Мариинского театра, в этом году за его пульт встал Михаил Синькевич, аккомпанировавший финалистам конкурса. Победители получили право выступить в гала-концерте на сцене Концертного зала «Мариинский», транслировавшемся онлайн на сайте театра. Так что резонанс – максимальный, не говоря уже о внушительном призовом фонде: 250 тысяч рублей – первая премия в оперной номинации и 80 тысяч рублей – в камерной.

Каков оказался расклад нынешнего конкурса? У Ларисы Гергиевой – всегда штучный подбор голосов. В первом отделении пели дипломанты – перспективные ребята, но еще не в полной мере овладевшие вокальной технологией или не столь убедительные в артистизме, как лауреаты. Пожалуй, наилучшее впечатление произвели Владимир Лебедев, очень музыкальный бас, спевший арию Прочиды из «Сицилийской вечерни» Верди; тенор Игорь Барбаков, показавший в каватине Владимира Игоревича (из «Князя Игоря» Бородина) объемность голоса и понимание сути характера своего персонажа. Уверенно держалась на сцене москвичка Евгения Асанова, выбравшая «брючную» арию Ромео из «Капулетти и Монтекки» Беллини. Меццо по-прежнему редкость, и ее тембр выделился из общего ряда звонких сопрано.

Гала-концерт в Концертном зале «Мариинский»

Зато во втором отделении особо придраться было не к чему. Публика надолго запомнит девять «до» в каватине Тонио из «Дочери полка», которые играючи взял Кирилл Белов (III премия). Милой, застенчивой субреткой предстала Алена Гузь (Украина) в Рассказе Мими из «Богемы» Пуччини. Замечательный болгарский бас Божидар Божкилов (II премия) исполнил арию терзаемого ревнивыми подозрениями короля Филиппа с замечательным пониманием стиля Верди, искусно делая сфумато в конце фраз. С некоторым испугом, отчего голос звучал резковато, начала Ольга Маслова (II премия) Сцену Имоджены из «Пирата» Беллини. Но к середине распелась и завершила номер на большом эмоциональном подъеме.

Традиционно на конкурс приезжают монгольские певцы, выделяющиеся большими красивыми голосами и неплохим знанием русского языка. Имя Анхбаяра Энхболда (I премия) наверняка встретится нам на оперных просторах. А пока публика наслаждалась арией Жерара из «Андре Шенье» Джордано. Кстати, репертуар концерта порадовал нешаблонностью и разнообразием авторов. Получилась своеобразная антология итальянской оперы XIX века с отдельными вкраплениями русской, французской и немецкой школ.

Проникновенно, с пониманием стиля и чувством фразировки спела фрагмент из «Анны Болейн» Анна Бархатова (I премия). А самое потрясающее впечатление – от грузинского певца Годердзи Джанелидзе, получившего Гран-при. Он взял труднейшую арию герцога Альвизе из «Джоконды» Понкьелли и выдал такой накал страстей в сочетании с идеальным владением голоса, что хоть сейчас приглашай выступить на сцену Мариинки. Кажется, Лариса Абисаловна так и поступила, намекнув после концерта, что весной Джанелидзе вольется в дружную молодежную семью «академиков» Мариинского театра.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»