Девять врат в царство познания души Год Бетховена

Девять врат в царство познания души

На лейбле PentatonE вышли бетховенские симфонии в исполнении Марека Яновского и Симфонического оркестра Западногерманского радио

У каждого свой Бетховен! 250-летие композитора практически все мировые столпы музыкального искусства отметили своими бетховенскими проектами. И один из лучших бетховенско-вагнеровских дирижеров современности, уже давно признанный классиком «аксакал симфонической музыки» Марек Яновский (недаром именно он должен был в год Бетховена торжественно закрывать Байройтский фестиваль Девятой симфонией, которой в свое время здесь дирижировал сам Вагнер; увы, из-за пандемии это эпохальное событие так и не состоялось) сработал, можно сказать, по максимуму, выдав на-гора запись на лейбле Pentatoneвсех девяти симфоний Бетховена. Конечно, абсолютных эталонов в музыке быть не может, но то, что Яновский дал настоящий мастер-класс и именно это исполнение отныне станет на многие годы вперед одним из самых авторитетных, сомнению не подлежит.

Перефразируем Чехова: в CD-продукции все должно быть прекрасно – и исполнение, и дизайнерское оформление. Перед нами тот редкий случай, когда второе просто нельзя обойти вниманием. В основу дизайна бокс-сета легли работы немецкого фотографа-новатора и натуралиста Карла Блоссфельдта (1865–1932) из книги Urformen der Kunst (1928), подчеркивающие красоту естественных природных форм в мире растений. В таком оформительском решении заложен не только чисто эстетический, но и дополнительный философский смысл. У Блоссфельдта растения становятся графическими и геометрическими объектами, стирающими грань между природой и искусством. Он словно пытается найти гётевское Urpflanze – «прарастение», из которого возникли все формы уже существующих растений, и содержащее в себе еще бесконечное множество потенциальных форм. Намек прозрачен: уж не симфонии ли «боннского гения» – то самое Urpflanze, из которого «произросла» вся послебетховенская симфоническая музыка? Во всяком случае, они явно «всему голова», о чем недвусмысленно говорит общий растительный символ бокс-сета – цефалярия, название которой в переводе с греческого означает «похожая на голову».

Вообще, симфонии Бетховена часто сравнивают с могучими деревьями. Видимо, именно с такой символикой вполне солидарен Марек Яновский. Безупречная стройность «ствола» формы и глубина «корневого» содержания – вот фундамент его интерпретаций. А еще яркость, свежесть красок, эффектно сменяющие друг друга динамические контрасты – словно Яновский стремится «поймать» эталонное, «камертонное» звучание именно бетховенских piano и forte.

Маэстро основателен во всем; любая половинчатость, любая недосказанность – не для него. Выражение «дойти до самой сути» могло бы стать девизом, творческим кредо Яновского. Отсюда и появляющиеся «из-под его дирижерской палочки» полные «собрания сочинений» композиторов, творчеству которых он посвящал не один год своей жизни. К примеру, на том же лейбле Pentatone Яновский осуществил запись десяти основных опер Вагнера к 200-летию композитора.

Однако нынешний бетховенский complete-проект приурочен не только, вернее, не столько к громкому юбилею. Это важный – может быть, важнейший – творческий итог самого Яновского, который «постигал непостижимого» Бетховена на протяжении всей жизни. Своеобразная музыкальная биография и композитора, и дирижера.

И Человека! Девять симфоний – девять врат в царство познания человеческой души. Причем познание это происходит через… радость. Яновский улавливает и выводит на первый план именно эту составляющую бетховенской музыки, делает на ней основной акцент и утверждает: главное условие продолжения существования человечества – не утратить способность радоваться жизни. Вслед за Бетховеном – Яновским слушателю предстоит пройти все грани приобщения к радости: от юного, светлого и безыскусного чувства в Первой и Второй симфониях, символизируемого блоссфельдтовской веточкой с едва набухшими почками, до вселенского ликования в Девятой, символом которой выбран стройный ощетинившийся колючками акантус – античный символ триумфа и преодоления жизненных испытаний.

В этом проекте нет вообще ничего случайного.

Пресса неоднократно отмечала, что для Марека Яновского характерны «крайне внимательное отношение к исполнению» и в то же время «всегда оригинальный подход к малоизвестным или, напротив, популярным сочинениям». Пожалуй, в Бетховене маэстро верен себе как никогда. И в первую очередь хочется отметить именно крайне внимательное отношение к исполнению. Для перфекциониста Яновского в музыке не бывает мелочей; кажется (вернее, так оно и есть!), он сумел учесть каждый нюанс, каждый динамический оттенок, каждую самую минимальную деталь. При этом – никакого педантизма, никакой холодности, никакой «алгебры». Ни одна эмоциональная краска не потеряна на пути от микрокосмических атомов к взлету на макрокосмические орбиты.

Марек Яновский

Начнем с самого начала. Музыковеды подчеркивают, что Бетховен еще находился под явным влиянием Моцарта и Гайдна при написании Первой (ор. 21) и Второй (ор. 36) симфоний, в которых он лишь «старается преодолеть классицизм» своих предшественников. Яновский не только не «старается преодолеть классицизм» раннего Бетховена, а, наоборот, дополнительно подчеркивает его и добивается от оркестра звучания идеальной моцартовской прозрачности.

Кстати, «конек» кёльнского Симфонического оркестра Западногерманского радио, являющегося одним из самых авторитетных музыкальных коллективов Германии и с которым Яновский уже давно и успешно сотрудничает, – музыка ХХ века, в частности, интерпретации творчества Карлхайнца Штокхаузена. Но при записи бетховенских симфоний дирижеру ни в чем не потребовалось «ломать» манеру игры оркестрантов. Яновский, благоговейно относясь ко всем авторским указаниям в партитурах, не стремится к «аутентичному» звучанию музыки Бетховена во что бы то ни стало, в отличие от сторонников «исторической правды», утверждающих, что состав оркестра и инструменты должны в обязательном порядке соответствовать времени создания исполняемого произведения. Яновский убедительно доказывает, что как раз современный оркестр, музыканты которого играют на современных же инструментах, ничем не противопоказан Бетховену, а лишь подчеркивает вневременной характер его музыки. Можно смело констатировать, что дирижер сумел найти гармоничный компромисс между «аутентистами» и «модернистами», примиряющий обе враждующие стороны. Так что данное исполнение явно устроит и тех, и других.

Итак, у Яновского во всех девяти симфониях непреложной константой остаются изумительная чистота звука, буквально графически визуализированная четкость музыкальных фраз и ничем не нарушаемая стройность и единство формы. Более того, единство всего цикла, «форма» которого не менее стройна.

О радости, как лейтмотиве общей философской концепции, уже говорилось. Но есть еще концепция, можно сказать, историческая – мост из прошлого в будущее! Недаром классицизм ранних симфоний подчеркивается Яновским особо. Это как раз и есть дань «корням» бетховенского творчества. Однако тон приобщения к радости уже безоговорочно задан. По словам Ромена Роллана, Первая симфония – «поэма юности, улыбающейся своим мечтам». Вторая же – гимн первой любви и в то же время танец, искрящийся весельем.

В Третьей («Героической») симфонии (ор. 55) влияние прошлого преодолевается. Яновский словно цитирует слова самого Бетховена, который признавался, приступая к ее наброскам: «Я не вполне доволен своими прежними работами, отныне хочу избрать новый путь». Уже явно вырисовывается образ романтического героя с его мятущейся душой, борьбой за недостижимые идеалы. И в то же время несокрушимой верой в торжество жизни!

Четвертая симфония (ор. 60) – самая романтическая и лирическая из всего цикла. Отдохновение, безмятежность и желание танцевать! Подчеркивая идиллический характер симфонии, Яновский, кажется, вот сейчас «сработает» на контрасте с последующей Пятой симфонией (ор. 67), с ее пресловутой «судьбой, стучащейся в дверь». Традиционно считается, что начальный «мотив судьбы» является вестником чего-то зловещего. Но у Яновского ничего апокалипсического в этом «стуке» нет. Напротив! Это скорее призыв к действию после расслабленной умиротворенной лирики. Отсюда дальнейшая напористость, четкость ритма, не оставляющая места для малейшего рубато. И при этом – все те же радостная легкость и танцевальность, которые в Пятой симфонии мало кто выводит на первый план.

WDR Symphony Orchestra

Шестая («Пасторальная») симфония (ор. 68) особой «классической» ясностью звучания оркестра (все-таки это фирменный знак качества Марека Яновского!) не только вновь возвращает в состояние покоя, но и воскрешает в памяти образы Первой и Второй симфоний. Хотя именно в ней – в третьей части – чувствуется настоящая тревога, правда, быстро преодолеваемая.

Седьмая симфония (ор. 92) является у Яновского эмоциональным центром всего цикла, точкой отсчета, от которой уже по нарастающей поднимается волна к финалу Девятой. Яновский уходит от всякой пасторальности в первой части, подчеркивая лишь ее «героическую идиллию», по выражению Александра Николаевича Серова. Вторая часть начинается исподволь, шепотом, едва слышно, постепенно рождая никак не траурное шествие, но… снова танец. И в последующих частях симфонии танцевальный характер ставится во главу угла.

А вот где у Яновского по-настоящему «преодолевается классицизм», так это в «самой классической» – Восьмой симфонии (ор. 93). Танцевальность и еще раз танцевальность! – утверждает маэстро. Как отмечает Лариса Кириллина, «Восьмая, еще более жизнерадостная, чем Седьмая, была задумана как любовно-ироническое воспоминание о юношеских безумствах и о навсегда ушедшем в историю XVIII веке с его менуэтами, механическими органчиками и комическими страстями итальянской оперы-буффа». У Яновского она и есть продолжение Седьмой перед финалом цикла – «величайшей Девятой».

В записи Девятой симфонии (ор. 125) принимали участие сопрано Регина Ханглер, контральто Вибке Лемкуль, тенор Кристиан Эльснер (в 2012 году под управлением Марека Яновского он записал титульную партию в «Парсифале») и бас Андреас Бауэр Канабас, знакомый российскому зрителю по партии Эскамильо в постановке «Кармен» Большого театра 2019 года.

Именно симфонический характер произведения подчеркивает Яновский. Человеческий голос – такой же полноправный инструмент оркестра, как, например, скрипка или флейта. При этом нельзя говорить о каком-то балансе между оркестром и солистами с хором. Не баланс, но полное единство всей музыкальной ткани. Яновский – недаром один из лучших вагнеровских дирижеров – наглядно демонстрирует реальное воплощение одного из постулатов вагнеровской оперной реформы.

Об эмоциональном посыле Девятой, с блеском и однозначно переданном нам всем маэстро Яновским, дополнительно говорить не стоит. Завет на будущее – не утратить способность радоваться жизни, несмотря ни на что.

И еще на 250 лет Год Бетховена

И еще на 250 лет

В год бетховенского юбилея Вена должна была стать одним из главных центров чествования великого композитора.

Дверь в иное Год Бетховена

Дверь в иное

По случаю 250-летия Людвига ван Бетховена журнал «Музыкальная жизнь» провел юбилейный опрос современных российских композиторов.

Бетховен для страждущего человечества Год Бетховена

Бетховен для страждущего человечества

Герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» композитор Адриан Леверкюн в порыве мрачного отчаяния хотел отнять у людей Девятую симфонию Бетховена: «Я понял, этого быть не должно.

Живая классика Год Бетховена

Живая классика

К 250-летию Бетховена «Мелодия» публикует концертные записи Татьяны Николаевой