Переплетение классики и современности – концептуальная идея нового релиза итальянского пианиста Андреа Луккезини. Диск объединил избранные сонаты Доменико Скарлатти с партитурой «6 encores» Лучано Берио, а также «Шесть музыкальных моментов» Франца Шуберта с циклом современного автора Йорга Видмана «Idyll and Abyss».
Музыку двух итальянцев – Скарлатти и Берио – отделяет друг от друга более двухсот лет. Однако если произведения первого уже стали визитной карточкой многих современных пианистов, то партитуры второго – редкость для концертной практики. Одночастные сонаты Скарлатти представляют собой настоящий «микрокосмос» с их мелодическим и ритмическим великолепием, разнообразной клавирной техникой, в которой соединились традиции итальянской школы и виртуозность, наполненная португальским и испанским фольклором. Каждая соната Скарлатти в трек-листе диска сменяется одной или двумя пьесами из «6 encores» Берио. Пьесы цикла «разомкнуты» и создавались на протяжении двадцати пяти лет, отражая смену предпочтений итальянского мастера – от колористической «размытой» тональности до аскетичной музыки в духе сериализма. К слову, музыка Лучано Берио стала знаковой в карьере Андреа Луккезини – начиная с их сотрудничества в «Echoing Curves» и вплоть до самых последних дней итальянского композитора. Луккезини стал первым пианистом, кто исполнил и записал фортепианную Сонату Берио в 2001-м.
Восхищает выверенность трек-листа: «Wasserklavier» – единственная тональная пьеса из цикла Берио – обрамляется двумя сонатами Скарлатти. Обе написаны в тональности f-moll, одна из них (К.239) воплощает кипучую энергию и витальность, другая же (К.466) наоборот – бесстрастная и отрешенная. Андреа Луккезини запечатлел удивительные соответствия: сухое острое стаккато из пьесы Берио «Leaf», близкое джазовым идиомам, насыщает вдруг сонату Скарлатти G‑dur K.454; или же повторяющиеся ноты в начале сонаты D‑dur K.491 Скарлатти сменяются пьесой Берио «Brin», где сквозь вязкую пелену фактуры мы слышим те же самые звуки.
Идею пересечения эпох во второй половине релиза репрезентуют «Шесть музыкальных моментов» Франца Шуберта, в структуру которых как бы «вмонтирован» цикл современного немецкого автора Йорга Видмана. Видман, известный скорее как блестящий исполнитель на кларнете, посвятил Шуберту несколько партитур: «Lied» для оркестра, Октет, а также шесть пьес для фортепиано «Idyll and Abyss» («Идиллия и бездна») с подзаголовком «Шесть реминисценций из Шуберта». «Музыка Шуберта для меня построена на зыбкой грани между небесным и дьявольским, между недостижимым и наивной простотой, каким-то глубинным откровением, от которого слеза катится из глаз без видимой на то причины», – говорит Йорг Видман. Оммаж Шуберту в цикле выражается не столько в аллюзиях или цитатах (к примеру, в последней пьесе воспроизводится фрагмент Сонаты Шуберта D.960), сколько в высвечивании и переосмыслении структурных элементов языка австрийского романтика. Деликатные танцевальные мотивы, аккордовые гроздья, мелодии в высоком регистре накладываются друг на друга, образуя как бы «компендиум» музыки Шуберта в оптике XXI столетия. Следование каждой «реминисценции» сразу же за «Музыкальным моментом» порождает эффект комментирования – мятежный жар романтизма смешивается с более холодными красками кристальных созвучий современности.