Дикая охота короля Вальдемара События

Дикая охота короля Вальдемара

В рамках IX Платоновского фестиваля прозвучала кантата «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга

Среди циклопических музыкальных сочинений, требующих гигантских составов и неимоверного напряжения творческих сил, «Песни Гурре» занимают лидирующее место в первой тройке, наряду c Восьмой симфонией Малера и Готической симфонией Хевергела Брайана. Уже для первого исполнения в Вене, в 1913 году, пришлось создавать специальный фонд, чтобы обеспечить финансирование пяти солистов, чтеца, четырех хоров и огромного оркестра (тогда на сцене собралось более семисот пятидесяти человек!).

В июне 2019 года в Воронежском театре оперы и балета тоже было не протолкнуться: дирижер и инициатор этой амбициозной идеи Владимир Вербицкий, главный дирижер Воронежского академического симфонического оркестра собрал музыкантов со всей России. Инструменталисты объединились в Воронежский фестивальный оркестр, куда вошли Воронежский академический симфонический оркестр, артисты симфонических оркестров Воронежского театра оперы и балета и Воронежского концертного зала, солисты симфонических оркестров Ростовской и Белгородской филармоний. Гигантский сводный хор был составлен из семи коллективов – Хора Воронежского государственного театра оперы и балета, Мужского хора Воронежской филармонии, Липецкого камерного хора, Тульского государственного хора, Брянского городского академического хора, Саратовского губернского театра хоровой музыки и Тамбовского камерного хора имени С. В. Рахманинова.

В этом единении региональных музыкантов ощущались духоподъемность и героизм – ведь им пришлось освоить стилистику немецкого югендстиля в его апогее, выдержать два с половиной часа накаленных страстей, доказав свои профессионализм и мастерство.

Конечно, ничего бы не состоялось, не будь Владимир Вербицкий так влюблен в музыку, так настойчив в достижении цели. Он убедил и свое филармоническое начальство, и руководство Платоновского фестиваля в том, что уникальная кантата найдет отклик у слушателей, которые действительно в этот вечер штурмовали театр. И даже получил поддержку Валерия Гергиева, безвозмездно поделившегося с коллегами для этого проекта комплектом теноровых вагнеровских туб – очень редкими инструментами, включенными Шёнбергом в партитуру.

Вообще, главным героем этой авантюры стал, безусловно, оркестр. Солисты, хоры, чтец – все это сменяло друг друга, как в калейдоскопе, но незыблемой основой оставался оркестр, краски солирующих инструментов, групп переливались, образуя то прозрачный фон, то бархатную завесу, то бурлящую лаву. Как известно, Шёнберг создавал партитуру в течение десятилетия и даже было бросил на половине, а потом спустя несколько лет вернулся и завершил труд, подведя черту под целой эпохой. Ведь к 1911 году уже откипели не только постромантические, но и экспрессионистские страсти, музыка стремилась избавиться от чувственности, красивости.

Но в «Песнях Гурре» (датского поэта Йенса Петера Якобсена в немецком переводе Роберта Арнольда) все еще царит «человеческое, слишком человеческое»: история о короле Вальдемаре, полюбившем юную Тове и потерявшем ее из-за мести супруги, королевы Хельвиги, передана Шёнбергом в цветистых выражениях позднего романтизма, с накалом чувств, требующих от исполнителей недюжинной выдержки – эмоцио­нальной, физической, технической.

Артем Мелихов – король Вальдемар, Жанна Домбровская – Тове. Дирижер Владимир Вербицкий

Все солисты справились со своей задачей достойно, учитывая тот факт, что они специально готовили партии, не имея никакой возможности их где-то «обкатать» – опять-таки из-за малой востребованности этой партитуры.

Костяк составили певцы Мариинского театра, с которыми у Воронежской филармонии и маэстро Владимира Вербицкого давние связи. Артем Мелихов в образе короля Вальдемара слушался органично – молодой, горячий, с хорошими верхами, он чуть преувеличивал экспансивность своего героя, поначалу злоупотребляя вибрато. Но, справившись с естественным волнением, он зазвучал ровнее, сосредоточившись на нюансах роли. Партия Вальдемара требует от певца огромного диапазона, не только традиционных верхних нот, но и низов «баритонового» оттенка, которыми Артем Мелихов щегольнул во втором отделении.

Из двух солисток Елена Соммер – Голубка показалась более свободной и естественной, Жанна Домбровская в партии Тове была несколько сдержанна, тембрально ее голосу не хватало чувственной пластики в верхнем регистре, хотя весь текст был спет аккуратно и с пониманием стиля.

Шут Клаус, появляющийся в третьей части «Дикая охота», персонаж неоднозначный – то ли юродивый, то ли проказник в духе шекспировского Пака. Показалось, что Олег Лосев не до конца определил для себя его нрав и больше был занят технологией. Зато замечательно актерски и вокально провел партию Крестьянина Владимир Байков – единственный представитель московской школы, ныне солист Гамбургской оперы. Достаточно сказать, что он выучил нотный текст наизусть и, не будучи «привязан к пульту с нотами», мог взаимодействовать не только с дирижером, но и с залом. Его эпизод – один из сильнейших в исполнении.

Уже на финишной прямой, когда в Воронеже собрался весь состав на репетиции, выяснилось, что латвийский актер Гундарс Аболиньш, приглашенный на партию Рассказчика, не представляет себе манеру шпрехштимме (звуковысотной декламации), придуманную Шёнбергом как раз в начале 1910-х. Его срочно заменил Игорь Вербицкий, еще один представитель этой дирижерской династии, подтвердивший давнее наблюдение, что музыканты гораздо лучше владеют приемами мелодекламации, чем драматические актеры.

Елена Соммер – Голубка

Он не срывал голос, легко ориентировался в метроритмической сетке (по-простому сказать – вступал там, где надо, и точно распределял скорость чтения, исходя из протяженности музыки), и даже сам себе дирижировал, подчеркивая визуально смены темпа и внутреннюю танцевальность.

На вопрос, как удалось за два дня освоить непривычное амплуа чтеца, да еще и на немецком языке, Игорь Вербицкий ответил, что «учился в Санкт-Петербургской консерватории параллельно на дирижерском и хоровом отделениях, и по сольфеджио приходилось петь примеры гораздо сложнее».

Конечно, памятно выступление в роли Рассказчика в Большом театре австрийской звезды Клауса Марии Брандауэра. Тогда-то стало ясно, что корни шпрехштимме растут из кабаре – где полу-пели – полу-декламировали, причем специально утрируя все интонации. Игорь Вербицкий не стал увеличивать динамическую амплитуду, подчеркнув состояние очарованности и зачарованности, которое есть в поэтических строчках: «С пеньем падают струи вод, звёзды в небе ведут хоровод. Бабочки все запорхали в кусточки, скачут лягушки на мокрые кочки…» Хотя, думается, доля иронии тоже не помешала бы, но зато логично воспринялось последующее мощное вступление хора в апофеозе, славящем восход солнца.

Героизм музыкантов под предводительством Владимира Вербицкого публика оценила горячо: казалось бы, что ей рыцарские переживания и мистические призывы, а вот слушали, как завороженные, ощущая свою сопричастность к чему-то невероятному, неслыханному. Это правда – всего лишь четвертое исполнение «Песен Гурре» в России за столетие. А ведь всего несколько месяцев назад Владимир Вербицкий играл в Воронеже симфонию «Турангалила» Мессиана, и теперь взят новый рубеж! Вот такие города и люди есть у нас в России.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»