Диктатура  нарастающего ритма События

Диктатура нарастающего ритма

В МАМТе прошла премьера программы одноактных балетов Триши Браун, Йохана Ингера, сочинения которых появились впервые на отечественной сцене, и Анжлена Прельжокажа

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в проектах его худрука балета Лорана Илера дает зрителям возможность познакомиться с уникальной и наиболее значимой главой в истории современного танцевального искусства. Концепция просветительского формата репертуарной политики Илера – в преподнесении московской публике произведений знаковых хореографов и прикосновении к ним как к раритетным экспонатам великого музея, обязательного для посещения.

Оригинальность творческих методов Триши Браун, Йохана Ингера и Анжлена Прельжокажа подкупает и заинтересовывает. Их опусы, разные по почерку, по интенсивности в ощущении жизни, но все они затрагивают ту или иную сферу чувств. Это позволило Илеру объединить их в занимательную программу.

В постановке 2001 года «Walking mad» («Прогулка сумасшедшего»), шведский хореограф Йохан Ингер использовал опусы «Болеро» Мориса Равеля и «Для Алины» Арво Пярта в финальном дуэте спектакля.

Елена Соломянко

В балете девять исполнителей, но четыре персонажа – мужчина и три женщины.  И все-таки есть еще одно действующее лицо, не указанное в программке, быть может, оно главное – это стена-забор, который ограничивает сценическое и жизненное пространство, человеческие возможности и порой представляется преградой, существующей внутри самого индивидуума. Одновременно забор – это и убежище, за которым человек как за каменной стеной, и барьер отчуждения. А сам спектакль – лихорадочная прогулка по жизненным ухабам.  Цикл рожденной и умершей любви можно по-разному увидеть в балете: как зарисовки чувств трех женщин, как встречи и расставания пары, как перманентную полифонию сложных отношений мужчины и женщины. Кажется, действие происходит в мужском сознании как шлейф воспоминаний. Тональность калейдоскопа событий и любовных рандеву меняется, модулируя от гнетущего уныния, тревоги, страхов, нервозности до   легкомыслия и беспечности. Три разных по настроению дуэта, монологи и ансамбли дают широкий спектр психологических взаимодействий. А сексуальная энергия музыкальной партитуры «Болеро» агрессивно проникает в пластическую ткань.

Забор же то выталкивает людей на авансцену жизни, то, откатываясь к заднику, оставляет их наедине с собой, а то, складываясь в угол, загоняет их в глухой тупик (тогда смолкает даже музыка). Люди бьются о забор в отчаянии как «головой об стену». Хлопающие двери то открываются, то закрываются, выбрасывая или поглощая людей и с печалями, и с радостями из ночи в день и обратно.  Для женщины в спектакле невидимая стена внутренних комплексов будет намного выше сценической – героиня обречена на одиночество.  А ее мужчина в финале прыгнет с рокового забора   вниз как в пропасть.

Оксана Кардаш, Иван Михалев

Спектакль непростой для аутентичного исполнения.  Артисты танцуют его с полной отдачей, проникая в стилистику и суть истории сочинения Ингера. Оксана Кардаш и Иван Михалев проникновенно исполняют последнее адажио-элегию. Но самое сильное впечатление оставило выступление Ксении Шевцовой (во втором составе), которая выглядела смелее других в пластическом выражении чувств, наиболее ярко, эмоционально и органично. Это было ее личное, прочувствованное высказывание.

Легендарная американская постмодернистка Триша Браун в конце прошлого века выступала на сцене МАМТа. Освистана она не была, но большая часть публики никак не воспринимала происходящее на сцене: зрители шикали, издевательски насмехались над танцовщицей и бурно проявляли свое недовольство, выкрикивая язвительные замечания. По иронии судьбы сегодня на этой же сцене поставлен балет Триши Браун, который зритель принимает на ура.  Публика изменилась: она прошла долгий путь от любимого «Танца маленьких лебедей», фуэте, пуантов, пачек, принцев и принцесс до пластических форм всего многообразия современного танца.

Тришу Браун еще со времен ее сотрудничества с космическим исследовательским центром США интересовали аспекты космоса и гравитации. А ее работа «Неустойчивые молекулярные структуры» представляла собой текучий и непредсказуемый геометрический стиль, ставший отличительной чертой ее сочинений.  Свои фирменные приемы   она использовала и в балете «O złożony / O сomposite» («О сложная»), поставленном в 2004 году для этуалей Парижской национальной оперы Орели Дюпон, Николя Лё Риша и Манюэля Лёгри. Хореограф под слоганом «Мое движение и мои мысли тесно связаны. Я не считаю, что мое тело не думает» представляет философские раздумья о полете птицы на музыку американки Лори Андерсон и по мотивам стихотворения «Oda do Ptaka» («Ода птице») польского поэта Чеслава Милоша.

Наталья Сомова, Георги Смилевски, Евгений Поклитарь

Триша Браун хореографически вторит поэтическому тексту, звучащему в фонограмме. Трое классических танцовщиков в белом растворяются в пластическом континууме воображаемой невесомости, исполняя непростые вариации и ансамбли со сложными поддержками в их скульптурном разнообразии. Несуетная красота использованных академических па и чистота геометрии построений и поз   подчеркивают не только внятно выделанную хореографию, но и ее поэтичность.  Женщина полетно блуждает по галактическим сферам: в надежных руках партнеров она с распростертыми руками словно летит в белых облаках. Тут важно не прерывать хореографическую кантиленную линию и соблюдать ансамблевую слаженность. Танцовщики и первого (Наталья Сомова, Георги Смилевски, Евгений Поклитарь), и второго (Валерия Муханова, Сергей Мануйлов, Дмитрий Соболевский) составов очень близки к бесшовности исполнения и почти медитационному состоянию парения.  Есть, правда, мелкие шероховатости в чистоте «произношения» хореотекста, и не всегда трое танцовщиков выглядят как единый организм. Однако в поддержку артистов можно заметить, что сделать резкий переход от чистой классической основы к неизведанному полилингвистическому тексту «О сложная» Триши Браун для любого танцовщика академической выучки задача не из простых.

Заключала вечер «Свадебка» (1989) Игоря Стравинского в хореографии француза албанского происхождения Анжлена Прельжокажа. Четверть века назад этот спектакль был показан труппой Прельжокажа в Москве в программе «В честь “Русского балета”» вместе с «Парадом» и «Призраком розы». С тех пор балет не стал нафталинным и не потерял своей привлекательности.

В глубине сцены размещены хор, солисты и инструментальный ансамбль из четырех роялей и ударных во главе с дирижером Феликсом Коробовым. А перед ними пять скамей для пяти пар танцовщиков и пяти кукол-невест в человеческий рост.  Хореографическое действие лишено персонификации: все девушки – невесты и все юноши – женихи, олицетворяющие брачующееся человечество. Поэтому любое соло, тут же динамично подхватывается остальными и множится, превращаясь в хореографический хор. В «Свадебке» Прельжокаж с невероятной ясностью передал подлинную стихию безудержной лихости, неистовый драйв молодой бунтующей плоти: зов желания полностью овладевает мужчинами, невесты же, оберегая невинность, опасливо контролируют свои инстинкты.  Мягкие куклы-невесты без лиц с фатой – безличный персонаж, абсолютно соотносящийся с психологической сутью обрядовой народной музыки и брутальной хореографии. Эти чучела невест используют напрямую как «кукол для битья»: на них вымещают боязни и опасения, свои уязвимости и скрытые желания. Их кидают и швыряют, подбрасывают вверх, вожделенно укладывают на скамьи, а в финале их подвешивают на вертикально вздыбленную лавку или насаживают на нее как на кол.

Как и в «Болеро» Равеля, в «Свадебке» Стравинского царствует диктатура ошеломляющего нарастающего ритма, что Прельжокаж передает внятным языком современного танца. Диковатые начала в человеке пробуждаются сполна в ансамблях. Мужчины без церемоний швыряют своих подруг на пол, катясь с ними кубарем, или штопором подбрасывают в воздух.   На высоте бесстрашная исполнительская доблесть артистов, танцующих четко, идеально слаженно, в едином порыве, с истовой необузданностью.

Классические танцовщики труппы последовательно и успешно постигают новый для них язык разностилевых балетов века прошлого и нынешнего. В творческом багаже и телесной памяти артистов теперь произведения десяти известных хореографов различных направлений, которые впервые вошли в репертуар отечественного танцтеатра именно на сцене МАМТа.  Правда, многие из них далеко не новые. Но, как всегда говорила Майя Плисецкая: «Неважно, старые балеты или новые, главное – они должны быть талантливо поставлены».

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону

Юбилей в кромешной темноте События

Юбилей в кромешной темноте

В ДК «Рассвет» отметили день рождения Леонида Десятникова