Династический абонемент События

Династический абонемент

В Большом зале Московской консерватории начался абонемент дирижеров Михаила, Владимира и Дмитрия Юровских, посвященный композитору Владимиру Юровскому

Среди посетителей консерватории и филармонии вряд ли найдутся люди, которые никогда не слышали фамилии «Юровский». Всем известны три блестящих российских дирижера, и лишь немногие слушатели знают композитора Владимира Юровского (1915–1972) – одного из ближайших друзей Дмитрия Шостаковича, автора пяти симфоний, оперы, трех балетов, нескольких ораторий и симфонических произведений. Как это часто случается с советскими композиторами, с их творчеством знаком буквально каждый в нашей стране благодаря кино. Владимир Юровский, например, написал музыку к десяткам фильмов, среди самых известных – детективная лента «Дело № 306», мультфильмы «Золотая антилопа» и «Паровозик из Ромашково».

Сочинений Юровского не встретить в репертуаре российских оркестров и театров, поэтому создание такого абонемента – единственная возможность услышать вживую сразу несколько его произведений. Эта серия концертов станет также уникальным случаем, когда по очереди можно будет увидеть за дирижерским пультом всех Юровских. Как заметил ректор консерватории Александр Соколов в своем вступительном слове перед первым концертом: «Фамилия Юровских стала творческим именем».

Открывал абонемент Михаил Юровский. До концерта он две недели занимался с Симфоническим оркестром студентов Московской консерватории, проводил мастер-классы для молодых дирижеров и записал большую видеобеседу с Александром Соколовым.

Для программы первого концерта было выбрано три сочинения: Четвертая симфония Юровского, Первый фортепианный концерт Шостаковича и Сюита из музыки балета «Чудесный мандарин» Бартока.

Симфония буквально обрушилась на зал всей своей инструментальной мощью. Состав оркестра в ней расширенный, введен рояль и большая группа ударных. Сочинение создавалось после печальных событий 1968 года и в своей трагичности не уступает самым драматичным произведениям сталинской эпохи. В нем смешались какие-то конструктивистские ритмы, саркастические эпизоды, сдержанная лирика и фантасмагоричные элементы.

В Первом концерте для фортепиано и трубы Шостаковича Юровский представил особую интерпретацию: в игре солистов, пианиста Дмитрия Маслеева и трубача Ивана Мальцева, и в оркестровой партии не было ни капли гротеска. Всё, что часто в этом сочинении утрируется или подается с некоторой издевкой, здесь как бы сглаживалось. В игре Маслеева, без ужимок и прыжков, преобладали длинные линии фраз, он не форсировал отдельные элементы. В версии Юровского можно было найти и стремление к созерцательности, к показу тончайших изменений оркестровых красок, пульсаций. В то же время в исполнении ощущались динамичность и стремительность.

Финальная сюита Бартока, редко встречающаяся в московских концертах, – сочинение наиболее радикальное, хотя и написанное раньше остальных (в 20-е годы). В этой сложной партитуре оркестр выступил отлично: здесь Юровский выстроил очень ясную форму, в которой интересно было следить как за горизонталями, за тем, как организовано музыкальное время, так и за вертикалями – красочностью минструментальных созвучий.

В следующих концертах абонемента «Династия Юровских» с разными оркестрами Московской консерватории выступят Дмитрий и Владимир Юровские. 26 апреля будет исполнена трагическая поэма «Отелло», а 5 июля – музыка балета «Алые паруса» – знакового сочинения в жизни композитора Владимира Юровского-старшего.