Оказавшись в новой реальности из-за перехода на дистанционный формат, музыкальное образование вынуждено было экстренно перестраиваться. Если образовательный процесс внутри учебных заведений удалось так или иначе наладить, то вся остальная активность значительно сократилась. Молодые пианисты оказались практически в безвыходной ситуации, ведь большую роль в их становлении играет участие в конкурсах и мастер-классах. Как молодому музыканту сохранить привычный график и не потерять драгоценное время? Как быть, если студенты находятся в одном городе или даже стране, а профессор в другой, и встретиться в ближайшее время не получается? При дистанционных занятиях на фортепиано возникают известные сложности: существующие средства связи все еще не позволяют передавать тончайшие детали звучания и артикуляции в необходимом для полноценных профессиональных занятий качестве. Пришло время познакомиться с инструментами Yamaha c технологией Дисклавир, которые способны решить эту проблему.
В далеком 1982 году компания Yamaha запустила производство фортепиано с инновационной системой Дисклавир, продолжая год от года совершенствовать технологию. Дисклавиры – это традиционные акустические рояли и пианино Yamaha, дополненные специальной системой из оптических датчиков, которая способна анализировать и фиксировать исполнение, а затем воспроизводить работу всего фортепианного организма в мельчайших деталях. Однажды записав то или иное исполнение, этот акустический рояль способен впоследствии играть уже сам по себе без исполнителя. При соединении двух Дисклавиров друг с другом по сети интернет можно в реальном времени передавать игру музыканта от одного Дисклавира другому. Пианист играет в одном пространстве, а в другой точке мира инструмент в точности воспроизводит его исполнение. Название «Disklavier™» – гибрид слов «disk» (устройство для хранения данных) и «Klavier» («фортепиано» в переводе с немецкого).
Наличие системы Дисклавир у самого обычного на первый взгляд рояля или пианино выдает маленький блок управления, размещенный слева под клавишами, а также сложная система бесконтактных приводов и датчиков, спрятанная в недрах инструмента. Дисклавир записывает не звук вибрации струн, как это делает звукозаписывающая аппаратура, а информацию в формате MIDI. Современный Дисклавир Enspire Pro детально анализирует и распознает 1024 уровня скорости нажатия клавиш и движений молоточков и 256 положений педалей. Благодаря работе новейших оптических сенсоров, инструмент виртуозно воссоздает даже скорость снятия рук с клавиш, что напрямую влияет на скорость возврата к струнам каждого демпфера. Все эти детали индивидуальны в каждом конкретном исполнении и определяют уникальность каждой интерпретации. Ведь выступление артиста – это живая материя, формирующаяся здесь и сейчас. Дисклавир способен ее не только запечатлеть, но передать на расстояние и воссоздать бессчетное количество раз.
Дистанционные фортепианные конкурсы – не изобретение эпохи пандемии. Вот уже двадцать лет в Университете штата Миннесота (США) проводится E-Competition – международный фортепианный конкурс на роялях Yamaha Дисклавир. Молодые музыканты делают записи на Дисклавире в разных странах и континентах. Одной из локаций традиционно является Артистический центр Yamaha в Москве. Звуковая дорожка записывается Дисклавиром в формате MIDI, видео фиксируется отдельно, и оба файла отправляются в США. В Артистическом центре Нью-Йорка в определенный период времени собирается жюри, для которого все исполнения проигрываются на местном Дисклавире, синхронизированном с видео. И рояль воспроизводит все мельчайшие детали артикуляции и педализации пианиста.
В Москве вот уже второй год подряд Ассоциация лауреатов Международного конкурса имени П. И. Чайковского проводит Международный конкурс D-Competition. В отличие от американского, все прослушивания этого конкурса проходят на Дисклавире не в записи, а в реальном времени. Конкурсанты играют в разных городах и странах, и в то же самое время жюри слушает их исполнение на Дисклавире в Москве.
В нынешней ситуации повсеместного закрытия границ и перехода на удаленный образ жизни преимущества Дисклавира начали активно использоваться в образовательном процессе профессионалами всего мира.
В июне 2020 года корпорация Yamaha вместе с Фрайбургской Высшей школой музыки в Германии впервые в истории провела дистанционные вступительные экзамены на роялях с технологией Дисклавир. Рояль в Германии подключался к инструментам в Японии и Китае, и абитуриенты смогли сыграть экзамен, не выезжая из своих стран.
Поистине историческим событием стал в 2016 году дистанционный мастер-класс выдающегося американского пианиста и композитора, артиста Yamaha Байрона Джениса. Дисклавиры в Артистических центрах Yamaha в Нью-Йорке и Москве соединились между собой, и 88-летний профессор смог поделиться своим мастерством со студентами Московской консерватории, не выезжая за пределы своей страны. Ученик легендарных педагогов Иосифа и Розины Левиных, в юные годы Байрон Дженис поразил своим мастерством Владимира Горовица, который предложил пианисту у него учиться.
Дисклавирный мастер-класс профессора Фредерика Чиу из Hartt School of Music (США) состоялся в октябре 2019 года в рамках ежегодной программы Международного фестиваля Ars Longa. Тогда он занимался с российскими молодыми музыкантами особенностями педализации. Технология Дисклавир позволяет работать над педальной техникой в мельчайших нюансах.
Если в США дисклавирные мастер-классы уже прочно вошли в практику многих университетов, то для России это всего лишь дистанция в несколько лет. Пионерами в освоении этой технологии среди российских ВУЗов стали РАМ имени Гнесиных, Дальневосточный государственный институт искусств и Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова.
Последние два года Дисклавир Санкт-Петербургской консерватории играет заметную роль в образовательной программе Международной недели консерваторий. В 2020 году профессора Фрайбургской Высшей школы музыки Кристоф Сишка и Себастьян Бауш посвятили свой мастер-класс русской фортепианной школе с темой «Играем со Скрябиным, Рахманиновым и другими на Дисклавире». Студенты Санкт-Петербургской консерватории получили уникальную возможность музицировать одновременно с записанными исполнениями Сергея Рахманинова и Александра Скрябина.
Осенью 2020 года выдающиеся музыканты и профессора Московской консерватории – Элисо Вирсаладзе, Владимир Овчинников, Наталия Трулль – опробовали формат проведения мастер-классов на роялях Дисклавир в Артистическом центре Yamaha в Москве. Молодые пианисты находились в Токио, тогда как мэтры взаимодействовали с ними из Москвы. Речь и изображение транслировались через стандартную видеосвязь, а вот музыкальное исполнение передавалось непосредственно от одного Дисклавира другому по сети интернет.
Система дистанционных мастер-классов, прослушиваний, конкурсов продолжает активно развиваться. Дисклавиры имеются во многих музыкальных заведениях мира и в нашей стране, их популярность растет. Инструменты удачно интегрируются в современную систему музыкального образования, ведь не всегда даже в обычное время у профессоров есть возможность часто путешествовать с мастер-классами. Дисклавиры могут выступить хорошим подспорьем в некоторых форматах работы, помогая соединять учеников и педагогов из разных городов. С развитием технологий мир становится все меньше, а Дисклавиры Yamaha продолжают детально фиксировать и передавать на расстояния живую и хрупкую музыкальную материю, создаваемую исполнителем здесь и сейчас.
Кристоф Сишка, профессор Фрайбургской Высшей школы музыки |
Из-за пандемии коронавируса Фрайбургской Высшей школе музыки пришлось искать новые способы, с помощью которых пианисты, не имеющие возможности лично приехать во Фрайбург, могли бы принять участие во вступительных экзаменах и сыграть вживую для жюри. Мы несколько раз проводили дистанционные уроки, но это был первый в мире официальный вступительный экзамен с живым выступлением на Дисклавире. Клавиши во Фрайбурге двигались в идеальном соответствии с видео из Шанхая и Токио. Между нами было расстояние в 10 тысяч километров, но всем казалось, что исполнители находятся с нами в зале. Мы убедились, что такая система отлично подходит для экзаменов, мастер-классов и концертов, и мы сможем использовать ее в будущем. Это начало новой эпохи.
Элисо Вирсаладзе, профессор, народная артистка России |
Это удивительно, потому что ощущение, что ты находишься там, и они находятся здесь. Это настолько невероятно, что просто дух захватывает. <…> Я думаю, из всех возможных таких вот контактов – это самое оптимальное.
Наталия Трулль, профессор, заслуженная артистка России |
Когда нет возможности встретиться с учеником вживую, Дисклавир – это оптимально. Звук передается очень точно. Я могу посмотреть, как берется педаль, могу в тот же момент показать человеку, как я играю. Ни одна другая технология не может сделать такого. Если экран большой, и ты видишь человека целиком и полностью, и он тебя тоже видит – это максимально приближено к ситуации живого общения. В этом смысле идея Дисклавира бесценна.