Dissonance <br>Asmik Grigorian <br>Lukas Geniušas <br>Rachmaninov <br>Alpha Classics Релизы

Dissonance
Asmik Grigorian
Lukas Geniušas
Rachmaninov
Alpha Classics

Асмик Григорян и Лукас Генюшас записали девятнадцать романсов Сергея Рахманинова. Для певицы это дебютная сольная запись. Чтобы не затеряться в море подобных проектов, нужно было иметь веские музыкальные основания – прежде всего, собственное прочтение. Григорян и Генюшас такое прочтение предлагают. Не случайно альбом назван «Диссонанс», по названию первой записи альбома и одного из самых длинных (шесть с лишним минут) романсов Сергея Васильевича. Для исполнителей записанная ранее музыка стала перекличкой с нынешней ситуацией в мире. Сообщая в конце марта о выходе альбома, Григорян говорит о диссонансе «между красотой, силой духа, храбростью, светом, безысходностью, страхом, стыдом и абсолютной тьмой… между внутренним пронзительным воплем и немым параличом… между желанием благодарить и необходимостью просить прощения». О музыкальном понимании диссонанса – несозвучной созвучности – свидетельствуют и сами романсы, и их трактовка соавторами. Именно соавторами, а не партнерами в традиционной раскладке «пение под аккомпанемент». Игру Генюшаса и вокал разделить невозможно: это образец взаимопонимания и единого подхода.

Для Григорян, превосходной оперной певицы, главное – сложность рахманиновских романсов, которые понимаются ею не как песни, но как «маленькие оперы за несколько минут». Она поет так, словно хочет вместить в эти минуты всю биографию воображаемого персонажа. Романсы становятся драматическими фрагментами жизни, выхваченными из вечного потока. Рецензенты писали о «свирепой силе самовыражения», которая так же велика в этом альбоме, как в сценических партиях Григорян. Очаровывает сила ее тембра, который называют стальным, и одновременно густая, теплая «мягкость» голоса, передающего экзальтации и усталые рефлексии, понимание бренности и сопротивление ей. Сходный подход у пианиста, который слышит в музыке психологические бездны. Оба исполнителя строги к форме, внимательны к деталям музыкальных и вокальных фраз, при этом сохраняя непосредственность, даже своенравность эмоций. Голос, как и рояль, может бушевать, впадать в экзальтацию, а может быть тихим и нежным. Важна постоянная изменчивость. Ведь в романсах речь идет или о той или иной форме конфликта, будь то встречи двух душ, или стычка красоты и депрессии, человека и природы, столкновение частного и общего, реальности и грезы, эроса и танатоса. Исполнители подчеркивают, как резкие повороты и контрасты звучания приобретают вкус уже не неоромантизма столетней давности, но актуальной философской экзистенции.

Романсы разных лет, на стихи многих поэтов, абсолютные хиты и менее известные (хотя в случае Рахманинова слово «менее» – условно), от «Дитя! Как цветок, ты прекрасна», «Я жду тебя» и «Сумерек» до «Сирени», «Сна» и «Весенних вод», заканчиваются чеховским «оптимистическим пессимизмом» («Мы отдохнем»). Оптимизмом, но уже четко деловым и однозначным, веет и от планов лейбла Alpha Classics. Он оповестил, что альбом романсов – первый из многих проектов, запланированных с этими музыкантами. Многие поклонники альбома Dissonance надеются, что в числе новых записей будут все романсы Рахманинова.