Дмитрий Курляндский: <br>Современные композиторы – это космонавты Персона

Дмитрий Курляндский:
Современные композиторы – это космонавты

В Москве в шестой раз прошла Международная творческая лаборатория современных композиторов «Открытый космос»

Автор идеи проекта – Елена Климова. Лаборатория проводилась совместно с корпорацией Роскосмос и Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л.Г. Зыкиной.

Незадолго до финального концерта в Музее космонавтики Владимир Жалнин (ВЖ) поговорил с композитором и куратором лаборатории Дмитрием Курляндским (ДК) о том, каким получился проект в этом году.

ВЖ Центральной темой лаборатории в этом году стал 60-летний юбилей первого полета человека в космос. Как эту тему раскрыли финалисты-композиторы?

ДК Композиторы, как обычно, подходят к заданной теме достаточно свободно – любая прямая связь чревата иллюстративностью. Тем не менее, такие темы помогают получить стимул к работе с неожиданной стороны – уверен, это сказывается на результате. Современное искусство – это ведь и есть космос, полный неизведанного и непредсказуемого, а все художники – космонавты. Так что соединение современной музыки и космической тематики мне сразу показалось естественным.

Победителем «Открытого космоса» стал композитор Егор Савельянов. Его пьеса инсталлирует совершенно индивидуальные язык и систему отношений – она требует погружения и освоения, как, собственно, космос. Вторую премию поделили Кирилл Архипов и Павел Поляков. Третья премия у Валерии Кухта и у Евгении Бриль. Дипломантами стали Елизавета Згирская и Лилия Исхакова. Все пьесы очень разные, со сложной внутренней мифологией. Еще мы отметили специальной благодарностью дирижера Мэри Чеминаву, которая принимала участие в исполнении пьесы Кирилла Архипова.

Космонавт Сергей Крикалёв вручает награду композитору и победителю «Открытого космоса» Егору Савельянову

ВЖ В прошлые годы финалисты использовали не только силы ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной, но и электронику или видеоарт. А какие медиа предпочли композиторы на этот раз?

ДК Мы не ограничиваем композиторов в средствах. Единственное, что приходится принимать во внимание – оснащение концертной площадки и «мобильность» новых сочинений для концертной жизни в будущем. Чем меньше дополнительных ингредиентов – тем больше шансов, что ансамбль сможет сыграть сочинение еще много раз. В этот раз не обошлось без неожиданных инструментов – в частности, в пьесе Егора Савельянова ударник играет на подзвученной плазменной лампе.

ВЖ На прошлой лаборатории ансамбль «Россия» отказался играть сочинение одного молодого композитора, посчитав неуместным наличие сложных перформативных задач и отсутствие собственно нотируемой музыки. Как теперь решается момент согласования концепции будущего сочинения и его исполнения на финальном концерте?

ДК В прошлом году не состоялась премьера сочинения Димы Ефремова. Он вышел на территорию психологического перформанса, а это, конечно, подразумевает готовность перформеров «вскрывать подсознание» – обнаруживать свои скрытые страхи, комплексы, желания. Это интимная и потому непредсказуемая вещь. Думаю, лаборатория «Открытый космос» оказалась неправильной площадкой для такого исследования… В своем роде случившееся неисполнение является одной из интерпретаций этого перформанса – такой риск заложен в любой перформативной практике, если она играет с границами личного пространства перформера (в данном случае, музыкантов ансамбля). Я сам сталкивался с подобными ситуациями в своем творчестве, поэтому стараюсь учитывать специфику среды, с которой взаимодействую. И если я, по какой-то причине, закладываю в эту среду «бомбу», то понимаю, что она может и не взорваться. Это одно из свойств бомбы. Теперь, чтобы избежать недоразумений, мы сразу просим композиторов оставаться в рамках практики сочинения для инструментов ансамбля. Как показывает опыт шести лет – эта рамка постоянно расширяется, как расширяется Вселенная.

Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л.Г.Зыкиной

ВЖ «Открытый космос» прошел в шестой раз. За годы существования проекта кто-то из композиторов-финалистов продолжил сочинять музыку для народного оркестра или это осталось лишь лабораторным опытом?

ДК Примеры продолжения сотрудничества есть, причем не только среди наших «лаборантов». Ансамбль «Россия» под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Дмитриенко стал принимать участие в концертах и перформансах современных композиторов – с ансамблем уже работали Владимир Раннев, Сергей Невский. Лаборатория открыла «ящик Пандоры». Уверен, что это взаимодействие будет продолжаться.

ВЖ Знаю, что «Открытый космос» не заканчивается концертом в Музее Космонавтики – ансамбль «Россия» каждый год записывает цифровой альбом с новыми сочинениями. Ждать ли альбом с музыкой молодых авторов и в этом году?

ДК Конечно! Важно, что лаборатория предлагает «полный пакет» – серию исполнений, конкурс с денежными призами, а также запись, доступную на всех стриминговых платформах. Из-за пандемии пришлось задержать выпуск предыдущего альбома, но все обязательно будет записано и издано.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны