В двадцать второй раз прошел форум, собирающий оркестры русских народных инструментов. Истоки фестиваля уходят в начало 2000-х годов: тогда главной задачей было привлечение внимания академических композиторов к этому типу оркестра, организаторы стремились поднять репутацию баяна, балалайки и домры до инструментов симфонического оркестра. С той поры в этой области совершилась настоящая революция – самые известные композиторы не считают зазорным сотрудничать с народными оркестрами, да и в терминологию внесли коррективу. Теперь «Музыка России» – всероссийский фестиваль современной музыки для русского национального оркестра. И это действительно звучит гордо.
В Большом концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных в начале апреля выступили коллективы из Белгорода, Кемерово, Москвы, Набережных Челнов, Новосибирска. Они привезли недавно созданные опусы и даже мировые премьеры. По словам руководителя фестиваля дирижера Владимира Шкуровского, особенно отличились Белгородский академический русский оркестр и его руководитель Евгений Алешников, сыграв сразу три новинки. Всех их объединили фольклорные и сказочные сюжеты.
Открыло выступление премьерное исполнение сочинения Николая Бирюкова – композитора, работающего по своей специальности в штате Белгородской государственной филармонии. Созданный им в 2024 году «Славянский концерт» – редкий пример (чуть ли не первый) соединения гитары и народного оркестра. «В нем много образов, которые заложены и нашими архетипами, и нашим жизненным опытом. Концерт потрясает своей красочностью. Аранжировка и инструментовка – одни из лучших, написанных в гитарных концертах», – считает солист Юрий Алешников. Внутренняя программа довольно четко обозначена в заголовках частей: «Былина», «Колыбельная-сказка» и «Веснянка», где есть большая каденция для солиста. Концерт насыщен богатым тематизмом, интересными фактурными и колористическими приемами. Богатырские образы, лирическая колыбельная с контрастными эпизодами, хороводная плясовая в финале, в которую врывается виртуозный, диссонантный по звучанию монолог гитары, – все прозвучало великолепно и у солиста, и у оркестра, продемонстрировав замечательное единение представителей династии Алешниковых.
В «Андерсен-сюите» Ефрема Подгайца основой стала известная сказка «Пастушка и трубочист». Маэстро Евгений Алешников лично рассказал о дружбе с автором и истории появления этой сюиты. Как выяснилось, вначале была сказка с оркестром, где Подгайц сам выступил в роли чтеца. И музыка настолько очаровала музыкантов, что Алешников попросил сделать короткую сюиту. Композитор вышел за рамки хронометража, и оркестр пару сезонов искал возможность вписать получившийся вариант в свою программу. Фестиваль оказался счастливой возможностью представить премьеру. Небольшие части сюиты красочно живописали героев истории – гротескного Козлонога, трогательных Пастушку и Трубочиста, их побег, перипетии приключений и возвращение. Музыка Подгайца изобиловала богатым тематизмом, юмористическими деталями, «вкусно» поданными в оркестре.
Завершал выступление Концерт для домры с оркестром молодого композитора Андрея Демьяненко. Сочинение, написанное в 2022 году, получило премию на конкурсе «Прохоровское поле-2024», а сейчас белгородцы осуществили его московскую премьеру. Энергичная начальная тема с добавляющими драйв синкопами воспринималась в коннотациях современной эстрады, зато пришедшая ей на смену лирическая мелодия явно имела фольклорные корни. Домра в руках солистки Веры Раделицкой, артистки оркестра, звучала в тремоло с выразительной кантиленой, а в виртуозных моментах ее укольчатые пассажи выписывали зигзаги с немыслимой скоростью. Оркестр, как мощная ракета, несся в потоках остинатных паттернов в стиле, близком к фристайлу, а Евгений Алешников четко и с азартом держал общий ансамбль, не сбиваясь с курса.
В этом году Белгородский академический русский оркестр отмечает свое 35-летие и готовится в новом сезоне удивить премьерами, сюрпризами. На вопрос, как коллектив работает в сложных условиях в Белгороде, Евгений Алешников ответил так: «Мы не отменяем выступлений, концерты проходят “на ура”, с аншлагами – музыка поддерживает белгородцев, вселяет в них веру и оптимизм».