Дополненные сферы События

Дополненные сферы

МАСМ сыграл с пространством «Центра Искусств. Москва»

С каждым сезоном Московский ансамбль современной музыки обрастает все новыми проектами, обращенными к молодым композиторам. В течение года исполнители регулярно ездят по России, находят перспективных авторов и буквально их выращивают: от «Композиторских читок» (совместного проекта с Союзом композиторов России) до резиденций. На концерте Spheres в «Центре Искусств. Москва» сочинения композиторов среднего поколения сочетались с работами участников «читок». Их объединяла сквозная тема – взаимоотношений с пространствами или объектами.

Багатели Дмитрия Курляндского – музыкальные открытки к работам Юона, Кончаловского и Серова (писались для Музея русского импрессионизма) – создавали звуковую среду к картинам. Для слушателей знание контекста совсем не обязательно, но отсылки к живописи создают поле смыслов, где движение смычка о край стола воспринимается как скрип старинных ворот, зигзаги канцелярской линейки – как скольжение коньков, а отдельные ноты у шкатулок – обрывки звуков комнаты. Объекты в этом сочинении задают тон и характер партий инструментального ансамбля. В еле уловимый пейзаж Курляндского в исполнении МАСМ и композитора Романа Пархоменко (объекты) постоянно вторгались звуки поездов метро, ведь Центр расположен под землей, практически вплотную со станцией «Кропоткинская». Наиболее удачными оказались исполнения первых багателей, в последней же миниатюре фактура часто рвалась из-за внешних раздражителей.

Ольга Дёмина, Михаил Дубов

Если в пьесах Курляндского создавался эффект дополненной реальности, то у Владимира Раннева действовал обратный принцип: идеи распада или разрыва, как на рассыпавшихся от времени фресках. В сочинении P est na. iss O ex glo æ заложены фрагменты (отдельные ноты и обрывки фраз) из Мессы Палестрины – они в течение всей пьесы звучали в партии фортепиано. В эту пунктирную линию проникали шумящие и пустоватые фразы духовых. Идея раздвоенности была обыграна пространственно: пианист Михаил Дубов находился перед слушателями, а флейтист Иван Бушуев и кларнетист Олег Танцов – за сценой.

Игра с перемещением музыкантов продолжилась и в сочинении Павла Карманова «Подарок самому себе на День рождения». Здесь за сценой начинали и заканчивали пьесу Иван Бушуев и виолончелистка Ольга Дёмина; Михаил Дубов оставался за роялем. Пространственность в этой пьесе выражалась не только в том, где находились исполнители, но и в партиях разных инструментов: флейта большую часть времени звучала матово, как бы подражая альту (в оригинале прописан именно он), виолончель и фортепиано то проявлялись, то расфокусировывались, производя смены ракурсов с филигранной ритмической и интонационной точностью.

Иван Бушуев

У композиторов «читок» пространства были выражены более абстрактно. В пьесе Антонины Шашкиной с непроизносимым названием «ЪЕЪ-Вариации» кларнетист существовал в виртуальном поле: акции и звуки, которые исполнитель выбирал сам, были прописаны в разных квадратах партитуры. Сочинение устроено очень гибко и может длиться до нескольких часов, Олег Танцов показал его короткую версию – буквально на 5-6 минут. Другое необычное решение формы предложил Даниил Посаженников: пьеса для ансамбля twelve quiet’s breakfasts буквально разваливалась на глазах, но так было задумано композитором, потому что он хотел избежать четко опознаваемой структуры. «Маячками» формы стали отдельные зацикленные звуки, появлявшиеся у разных инструментов.

За основу сочинения Spheres Роман Пархоменко взял звуки природы. Композитор перерабатывал естественное звучание окружающей среды в музыкальные элементы – ритм и тембры. Несмотря на то, что МАСМ на сцене оставался в классическом расположении, в произведении ощущался эффект объемного пространства.  Это достигалось благодаря хорошему чувству инструментальной фактуры, где тянущиеся и гладкие звуки наслаивались на короткие и шершавые акценты. В «Центре Искусств» вывешено несколько пейзажей Рериха и других художников, поэтому публика могла не только воспринимать пространство аудиально, но и визуально.

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition

В Рыбинске появилась собственная филармония События

В Рыбинске появилась собственная филармония

В гала-концерте открытия участвовал Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр