Doppelgänger <br> Jonas Kaufmann, Helmut Deutsch <br> Sony Classical <br> 2 CD Релизы

Doppelgänger
Jonas Kaufmann, Helmut Deutsch
Sony Classical
2 CD

Что позволено Йонасу Кауфману в индустрии звукозаписи, не позволительно больше никому, во всяком случае, из ныне живущих теноров, даже Роберто Аланье. Рекордсмен по количеству записей превзошел по жанровому охвату даже саму Чечилию Бартоли, которая еще ни разу не выходила за границы академической музыки. Кауфман распростер свои исполнительские амбиции широко и далеко за пределы оперы, выпустив диски и с неаполитанскими песнями, и с венской опереттой, и с песнями Рождества, и дважды – с песнями из голливудских кинофильмов, мюзиклов. Суперуспешного немецкого тенора успел в свое время заполучить даже маэстро Гергиев для «Валькирии» на лейбле «Мариинский».

Кауфману через четыре года будет уже шестьдесят, но он не теряет популярности, его везде ждут и готовы прощать ему мелкие вокальные огрехи. Окруженный заботой и вниманием агентов, Кауфман в этом сезоне в целом бережет себя, ограничившись лишь серией концертов как сольных, так и с итальянским баритоном Лукой Сальси и шведской сопрано Малин Бюстрём, которая внезапно стала одной из очень востребованных певиц. В декабре стоит «Тоска», а в июне – Калаф в «Турандот» Пуччини. А в любимой Венской государственной опере Йонас Кауфман в канун Ночи святого Сильвестра и первые дни нового года выйдет в партии Айзенштайна в классической «Летучей мыши», поставленной в незапамятные времена Отто Шенком (Розалиндой будет Диана Дамрау).

Новый альбом Йонаса Кауфмана – Doppelgänger («Двойник»), названный по одноименному номеру из «Лебединой песни» Шуберта. На обложке – сюрреалистический портрет певца, вызывающий в чем-то даже жутковатые ощущения. Бесстрашный Кауфман словно смотрит в лицо судьбе, бросая ей вызов, – и тут же его принимает. На этом альбоме нет свежих студийных записей, все они сделаны в разные годы, начиная с шести песен из «Любви поэта» (1994 год, тандем с пианистом Яном Филипом Шульце), продолжая записями, появившимися в период отчаяния ковидного локдауна в 2020-м. Но и это еще не все. Помимо аудиодорожек в двухдисковое издание включено видео – отснятый на камеру музыкально-театральный проект, осуществленный в 2023 году в Арсенале Парка-авеню в Нью-Йорке режиссером Клаусом Гутом: Йонас поет «Лебединую песнь» Шуберта, играя умирающего от раны, в чьих галлюцинациях высвечиваются картинки мирного светлого прошлого. Там же поклонников творчества Хельмута Дойча ждет большой сюрприз в виде исполнения им медленной части фортепианной сонаты Шуберта D 960, а Дойч – выдающийся пианист-мыслитель. Этот альбом, таким образом, становится уникальным документом эпохи – эпохи, прежде всего, личной.

Феномен двойничества Кауфман исследует на примере собственной биографии, ведь между тем, как он пел в 24 года, и тем, как стал петь в пятьдесят, – громадная разница. В эту разницу входит и история с «перековкой» собственного голоса в результате обращения к американскому вокальному лекарю Майклу Роудсу, благодаря которому Йонас получил возможность стать главным, а в большинстве партий настоящим трагическим тенором эпохи.

Травма героя Кауфмана в постановке «Лебединой песни» не может напоминать ему и эпизод с потерей и восстановлением голоса. Все это превращает процесс прослушивания двух дисков в нечто несравнимо большее, чем получение удовольствия от вокальных совершенств певца или от высокотехнологичной записи. Это как раз доказательство несовершенств, без которых звездами не становятся.

Конечно, Doppelgänger – приношение камерной музыке, Кауфман не мыслит себя без нее и поверяет свою идентичность наследием Шуберта и Шумана. Голос двадцатичетырехлетнего тенора полон надежд и слепящего света в ожидании побед будущего, там фактически нет боли и страдания, нет опыта – есть стремление. В голосе пятидесятилетнего певца, потемневшем со временем, слышно уже все – и боль, и страдание, и вера-надежда-любовь, и горькая цена кратковременного счастья, и бесконечная, ежесекундная благодарность за возможность жить и петь.