Дорогой Коган, верьте в свои силы Книги

Дорогой Коган, верьте в свои силы

В издательстве «Композитор» вышел том эпистолярного наследия Леонида Когана и его корреспондентов, подготовленный Евгенией Кривицкой

Если бы эту книгу довелось прочитать блистательному рассказчику и меломану, многолетнему другу семьи Коганов – Гилельс Ираклию Андроникову, то он наверняка оценил бы ее высоко, огорчившись только отсутствию своих писем. При этом Андроников мог бы резонно добавить, что их нет потому, что отношение к Леониду Борисовичу он выразил открыто в телевизионном, а потом и напечатанном слове. Действительно, стоит перечитать замечательную статью «Волшебный смычок Леонида Когана», чтобы убедиться, с какой точностью Ираклий Луарсабович охарактеризовал искусство великого скрипача. Вот он перечисляет выдающихся исполнителей предшествующих поколений, старших коллег и ровесников Когана, чьи фотографии украшают рабочую комнату Леонида Борисовича, и подчеркивает, что такое «опасное» соседство только укрепляет высочайший авторитет Когана в числе прославленных и любимых имен.

С публикацией писем эта очевидная мысль получает новый смысл, ибо теперь за улыбками на фото и дарственными надписями предстают живые взаимоотношения артистов, определявших само представление о скрипичной игре на протяжении ХХ века. И тот, кто не прочь обострить антагонизм больших музыкантов, с удовлетворением прочтет слова знаменитого ученика Ауэра Миши Эльмана о том, что у Когана «больше свободы в игре, чем у Ойстраха» (комплимент, высказанный при личной встрече с Л. Б. Коганом и Е. Г. Гилельс в 1958 году). Уже готовый найти подтверждения ревностному соперничеству двух скрипачей, тот же читатель перелистнет несколько страниц и встретит, к своему разочарованию, необычайно сердечное дружеское письмо Когану самого Давида Федоровича, завершающееся словами: «Желаю тебе, дорогой, всего лучшего и счастливого возвращения в Москву. Целую тебя, искренне твой Д.».

Книгу «Леонид Коган. Письма» презентуют в Нелектории «Мелодия»

Совершенно другое дело – художественные антитезы. У Андроникова: «…романтический порыв и необыкновенный покой. Яркость красок и предельная простота. Буйная фантазия и удивительная серьезность». Такой образ Когана-виртуоза – обжигающе суровый – вступит в противоречие со строками письма, полными отцовской нежности и затаенной тревоги, когда Леонид Борисович пишет сыну и дочери в Москву из Нью-Йорка: «Дорогие Разбойники! Сидим здесь, а душа и мысли у вас…» (от 13 января 1971).

Прочитать такие строки – будто заглянуть в семейный фотоальбом. Кстати, любой уважающий себя читатель первым делом заинтересуется именно этой частью книги и тотчас составит представление о круге личных знакомств Когана, географии его поездок, теплоте семейного очага. Более сотни иллюстраций. Составлены они в несколько блоков, тематически и хронологически, по десятилетиям. От закутанного в зимнее пальтишко и шапку-треух с несоразмерным скрипичным футляром в руках Лёни конца 1920-х к Леониду Когану – триумфатору Международного конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе 1951 года и зрелому мастеру 1970-1980-х годов. Фотографии с Ее Величеством вступают в сложный монтаж со снимками на следующем развороте – Ленинскую премию вручает Министр культуры СССР Е. А. Фурцева. Самые неожиданные сочетания подчас несочетаемых лиц красноречивее слов говорят об универсальном человеческом обаянии Леонида Борисовича.

Среди прославленных музыкантов: и инструменталисты – Ростропович, Стерн, Менухин, Ойстрах, Франческатти, Цимбалист, Рихтеры (Святослав и Карл); и дирижеры – Монтё, Хайтинк, Кондрашин, Светланов; и композиторы – Стравинский, Хачатурян, Вайнберг, Хренников… Рядом с ними совершенно неожиданно встречаешь портрет Вольфа Мессинга с весьма характерной для него надписью: «Дорогой Леонид Борисович! Вы сильны. Верьте в свои силы. Я всегда с Вами». И фото с Марком Шагалом, чьи слова из письма 1977 года нельзя позабыть: «Дорогой Коган… Ваша скрипка и Ваша музыка так часто на моих картинах».

Этот параллельный фоторяд значительнее формальных иллюстраций, он создает эффект почти кинематографический, когда лица с архивных снимков начинают говорить строками своих писем.

Большая удача – факсимильное воспроизведение отдельных автографов, включая нотные «записки»: с цитатой из «Танца с саблями» – «Лауреату Ленинской премии гениальному Когану от пьяного Арама Хачатуряна» (1 марта 1963); или «формалистическое, но очень, очень любовное поздравление» от Майи Плисецкой и Родиона Щедрина – нотный стан в виде круга с мелодией, записанной разными длительностями – бревисами и четвертями, и подтекстовкой «Поздравляем с Новым годом» (31 декабря 1978). За этим талантливым озорством прочитывается включенность Когана в самый актуальный музыкальный процесс, его внимание к только что написанной музыке. Десятки подтверждений тому найдут читатели в письмах и телеграммах международного охвата от композиторов, предлагающих исполнить свои сочинения или благодарных за выдающееся воплощение замысла. Немало посланий от молодых скрипачей – с надеждой поступить в класс к Леониду Борисовичу, и в этом тоже его внимание к новому слову в музыке.

До слез трогает коротенькое послание матери феноменальной скрипачки Жинетт Невё, незадолго до этого погибшей в авиакатастрофе: «…Разделяя интерес, который мое несчастное дитя проявляла ко всем молодым виртуозам, я вас поздравляю с огромным успехом, который вы только что завоевали на международном конкурсе в Бельгии. Примите уверения, Месье, в моих самых глубоких чувствах» (от 25 мая 1951). Письмо переведено Е. Д. Кривицкой. Высокое литературное качество переводов, в которых принимали участие И. Г. Воронова, М. С. Кривицкий и А. Е. Сафронов, обязательно нужно отметить.

Впервые опубликована переписка выдающегося скрипача XX века Леонида Когана

Третье и едва ли не самое важное измерение книги – подробнейшие комментарии. Отличаясь профессиональной тщательностью, они ценны и сами по себе, поскольку во многих случаях содержат новые сведения из ранее не опубликованных источников (например, выдержки из дневников Е. Г. Гилельс, устные комментарии Н. Л. Коган и пр.). С другой стороны, именно комментарии наделяют отдельные письма обобщающим смыслом и вводят столь важный культурно-исторический фон. Наконец, ссылки на многочисленные сопровождающие статьи и монографии вдохновляют читателя на контекстное чтение и расширяют его кругозор.

Сама идея публикации личных и деловых писем встречает подчас разноречивые отклики. Настоящее издание, у которого будут читатели среди профессионалов и любителей музыки, наверняка ждет единодушие. Сложившаяся книга – по-настоящему серьезный труд с внушительным научным аппаратом. Труд необыкновенно бережный и деликатный по отношению ко всем героям. Читать книгу увлекательно и говорить о ней академически сухо нет никакой возможности. «Письма» – фактически новая документальная биография Л. Б. Когана, а биографии великих людей, как писал тот же Андроников, «это как бы ступени лестницы, по которым человечество поднимается, осознавая свой опыт». Совершенно справедливо назвать «Письма» такой ступенью и первым ярким событием к 100-летию Леонида Борисовича в будущем году.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи