Дорогой Коган, верьте в свои силы Книги

Дорогой Коган, верьте в свои силы

В издательстве «Композитор» вышел том эпистолярного наследия Леонида Когана и его корреспондентов, подготовленный Евгенией Кривицкой

Если бы эту книгу довелось прочитать блистательному рассказчику и меломану, многолетнему другу семьи Коганов – Гилельс Ираклию Андроникову, то он наверняка оценил бы ее высоко, огорчившись только отсутствию своих писем. При этом Андроников мог бы резонно добавить, что их нет потому, что отношение к Леониду Борисовичу он выразил открыто в телевизионном, а потом и напечатанном слове. Действительно, стоит перечитать замечательную статью «Волшебный смычок Леонида Когана», чтобы убедиться, с какой точностью Ираклий Луарсабович охарактеризовал искусство великого скрипача. Вот он перечисляет выдающихся исполнителей предшествующих поколений, старших коллег и ровесников Когана, чьи фотографии украшают рабочую комнату Леонида Борисовича, и подчеркивает, что такое «опасное» соседство только укрепляет высочайший авторитет Когана в числе прославленных и любимых имен.

С публикацией писем эта очевидная мысль получает новый смысл, ибо теперь за улыбками на фото и дарственными надписями предстают живые взаимоотношения артистов, определявших само представление о скрипичной игре на протяжении ХХ века. И тот, кто не прочь обострить антагонизм больших музыкантов, с удовлетворением прочтет слова знаменитого ученика Ауэра Миши Эльмана о том, что у Когана «больше свободы в игре, чем у Ойстраха» (комплимент, высказанный при личной встрече с Л. Б. Коганом и Е. Г. Гилельс в 1958 году). Уже готовый найти подтверждения ревностному соперничеству двух скрипачей, тот же читатель перелистнет несколько страниц и встретит, к своему разочарованию, необычайно сердечное дружеское письмо Когану самого Давида Федоровича, завершающееся словами: «Желаю тебе, дорогой, всего лучшего и счастливого возвращения в Москву. Целую тебя, искренне твой Д.».

Книгу «Леонид Коган. Письма» презентуют в Нелектории «Мелодия»

Совершенно другое дело – художественные антитезы. У Андроникова: «…романтический порыв и необыкновенный покой. Яркость красок и предельная простота. Буйная фантазия и удивительная серьезность». Такой образ Когана-виртуоза – обжигающе суровый – вступит в противоречие со строками письма, полными отцовской нежности и затаенной тревоги, когда Леонид Борисович пишет сыну и дочери в Москву из Нью-Йорка: «Дорогие Разбойники! Сидим здесь, а душа и мысли у вас…» (от 13 января 1971).

Прочитать такие строки – будто заглянуть в семейный фотоальбом. Кстати, любой уважающий себя читатель первым делом заинтересуется именно этой частью книги и тотчас составит представление о круге личных знакомств Когана, географии его поездок, теплоте семейного очага. Более сотни иллюстраций. Составлены они в несколько блоков, тематически и хронологически, по десятилетиям. От закутанного в зимнее пальтишко и шапку-треух с несоразмерным скрипичным футляром в руках Лёни конца 1920-х к Леониду Когану – триумфатору Международного конкурса имени Королевы Елизаветы в Брюсселе 1951 года и зрелому мастеру 1970-1980-х годов. Фотографии с Ее Величеством вступают в сложный монтаж со снимками на следующем развороте – Ленинскую премию вручает Министр культуры СССР Е. А. Фурцева. Самые неожиданные сочетания подчас несочетаемых лиц красноречивее слов говорят об универсальном человеческом обаянии Леонида Борисовича.

Среди прославленных музыкантов: и инструменталисты – Ростропович, Стерн, Менухин, Ойстрах, Франческатти, Цимбалист, Рихтеры (Святослав и Карл); и дирижеры – Монтё, Хайтинк, Кондрашин, Светланов; и композиторы – Стравинский, Хачатурян, Вайнберг, Хренников… Рядом с ними совершенно неожиданно встречаешь портрет Вольфа Мессинга с весьма характерной для него надписью: «Дорогой Леонид Борисович! Вы сильны. Верьте в свои силы. Я всегда с Вами». И фото с Марком Шагалом, чьи слова из письма 1977 года нельзя позабыть: «Дорогой Коган… Ваша скрипка и Ваша музыка так часто на моих картинах».

Этот параллельный фоторяд значительнее формальных иллюстраций, он создает эффект почти кинематографический, когда лица с архивных снимков начинают говорить строками своих писем.

Большая удача – факсимильное воспроизведение отдельных автографов, включая нотные «записки»: с цитатой из «Танца с саблями» – «Лауреату Ленинской премии гениальному Когану от пьяного Арама Хачатуряна» (1 марта 1963); или «формалистическое, но очень, очень любовное поздравление» от Майи Плисецкой и Родиона Щедрина – нотный стан в виде круга с мелодией, записанной разными длительностями – бревисами и четвертями, и подтекстовкой «Поздравляем с Новым годом» (31 декабря 1978). За этим талантливым озорством прочитывается включенность Когана в самый актуальный музыкальный процесс, его внимание к только что написанной музыке. Десятки подтверждений тому найдут читатели в письмах и телеграммах международного охвата от композиторов, предлагающих исполнить свои сочинения или благодарных за выдающееся воплощение замысла. Немало посланий от молодых скрипачей – с надеждой поступить в класс к Леониду Борисовичу, и в этом тоже его внимание к новому слову в музыке.

До слез трогает коротенькое послание матери феноменальной скрипачки Жинетт Невё, незадолго до этого погибшей в авиакатастрофе: «…Разделяя интерес, который мое несчастное дитя проявляла ко всем молодым виртуозам, я вас поздравляю с огромным успехом, который вы только что завоевали на международном конкурсе в Бельгии. Примите уверения, Месье, в моих самых глубоких чувствах» (от 25 мая 1951). Письмо переведено Е. Д. Кривицкой. Высокое литературное качество переводов, в которых принимали участие И. Г. Воронова, М. С. Кривицкий и А. Е. Сафронов, обязательно нужно отметить.

Впервые опубликована переписка выдающегося скрипача XX века Леонида Когана

Третье и едва ли не самое важное измерение книги – подробнейшие комментарии. Отличаясь профессиональной тщательностью, они ценны и сами по себе, поскольку во многих случаях содержат новые сведения из ранее не опубликованных источников (например, выдержки из дневников Е. Г. Гилельс, устные комментарии Н. Л. Коган и пр.). С другой стороны, именно комментарии наделяют отдельные письма обобщающим смыслом и вводят столь важный культурно-исторический фон. Наконец, ссылки на многочисленные сопровождающие статьи и монографии вдохновляют читателя на контекстное чтение и расширяют его кругозор.

Сама идея публикации личных и деловых писем встречает подчас разноречивые отклики. Настоящее издание, у которого будут читатели среди профессионалов и любителей музыки, наверняка ждет единодушие. Сложившаяся книга – по-настоящему серьезный труд с внушительным научным аппаратом. Труд необыкновенно бережный и деликатный по отношению ко всем героям. Читать книгу увлекательно и говорить о ней академически сухо нет никакой возможности. «Письма» – фактически новая документальная биография Л. Б. Когана, а биографии великих людей, как писал тот же Андроников, «это как бы ступени лестницы, по которым человечество поднимается, осознавая свой опыт». Совершенно справедливо назвать «Письма» такой ступенью и первым ярким событием к 100-летию Леонида Борисовича в будущем году.

Романтик на переломе эпох Книги

Романтик на переломе эпох

Признание в любви к звезде потерянного поколения

Знакомые все лица Книги

Знакомые все лица

Союз композиторов России и «Музыкальная жизнь» представили календарь на 2024 год с композиторами-юбилярами

Слово берут «носители» языка джаза Книги

Слово берут «носители» языка джаза

Летопись музыкальной свободы и рассказ о любви к переменным ритмам

От Дюссельдорфа до Люберец Книги

От Дюссельдорфа до Люберец

Личное дело одного из пилотов «цеппелина», новые истории из-за открытых «дверей», знакомство с музыкальным «электричеством», лабиринты пост-панка, судьба и песни АлБара