Драмбалет жил, жив, будет жить События

Драмбалет жил, жив, будет жить

Самарский театр оперы и балета привез на «Золотую Маску» «Бахчисарайский фонтан» легендарный спектакль Ростислава Захарова с музыкой Бориса Асафьева, ставший когда-то первым образцом нового балетного жанра сталинской эпохи.

Может ли перенос хореографической постановки номинироваться на «Маску» – вопрос риторический, на который нынешний фестиваль отвечает: «Может!». Вслед за «Дон  Кихотом» МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, воскресившим нуреевский спектакль Парижской национальной оперы сорокалетней давности, Самарский оперный театр показал культовый образец советского балета 1930-х годов. Помимо основной номинации («Лучший балет») «Бахчисарайский фонтан» проходит в пяти частных. Отмечены художник Андрей Войтенко и художник по костюмам Татьяна Ногинова, воссоздавшие  декорации и костюмы советского спектакля работы Валентины Ходасевич. Среди танцовщиков выдвинуты исполнители заглавных партий – Ксения Овчинникова (Мария) и Игорь Кочуров (Вацлав), а также исполнитель небольшой, но эффектной партии начальника войск хана Гирея – Диего Эрнесто Кальдерон Армьен (Нурали).

Паненка — Гульназ Сагдеева, Пан — Дмитрий Сагдеев

Кажется, все уже привыкли к тому, что в современном балетном ландшафте советские хореодрамы – устаревшее звено. Эпоха, когда драмбалеты шли на сценах всех театров страны, безвозвратно ушла в прошлое, а новое время диктовало поиск альтернативных путей. Прославленные «Бахфонтан» Ростислава Захарова и «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского не уходили лишь из афиши Мариинки, гордо фигурируя и как «знак качества» советской балетной классики, и как часть великой истории самого театра, вдохнувшего некогда в эти партитуры сценическую жизнь. В регионах если и возникали отдельные вспышки «драмбалетного ренессанса», то в виде вторичных псевдоклассических постановок, где  художественный метод Станиславского в большей или меньшей степени доминировал над чистым танцем.

Перенос «Бахчисарайского фонтана» на сцену Самарского театра оперы и балета осуществила экс-прима Мариинского театра Дарья Павленко, когда-то исполнявшая в этой постановке партии Марии, Заремы, Паненки.

«Моей самой глобальной задачей было заразить артистов любовью к этому спектаклю, потому что я убеждена, что “Бахчисарайский фонтан” – наше достояние, наше культурное наследие. Спектакль поставлен в 1934 году и через тринадцать лет он отпразднует столетний юбилей. Я хотела показать, что это не труха, не какой-то нафталин: этот спектакль имеет право на жизнь. Более того, он не просто жизнеспособен, а от исполнителя к исполнителю наполняется их жизнью и энергией».

Нурали — Диего Эрнесто Кальдерон Армьен

В этой пламенной, подкупающей искренностью речи новоиспеченного балетмейстера-постановщика можно расслышать и апологию спектакля-раритета, и, возможно, новый балетный тренд. В эпоху бесконечных экспериментов с формой и содержанием не только региональная, но и столичная публика соскучилась по целостным масштабным концепциям, ясной драматургии, выверенным хореографическим решениям и принципиальной направленности спектакля к диалогу со зрителем. Балет-феерия сталинского ампира, музыкальный наследник традиций великой русской школы – «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева и Ростислава Захарова убедил, что сегодня ретроспектакли могут выглядеть куда интереснее псевдоклассических хореографических новоделов.

Сиамские звуковые ландшафты События

Сиамские звуковые ландшафты

Завершились российские гастроли Бангкокского королевского оркестра

Очарованные Востоком События

Очарованные Востоком

Госоркестр Республики Татарстан представил партитуры Римского-Корсакова и Равеля

Рыба моя События

Рыба моя

В театре «Ан-дер-Вин» состоялась австрийская премьера оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре»

Только смерть разлучит их События

Только смерть разлучит их

В «Новой Опере» прошла премьера балета «Кармен в моей голове»