Другая Леонора Год Бетховена

Другая Леонора

К юбилею Бетховена в Вене

Где, как не в Вене, праздновать пышно юбилей Бетховена? И вот Музикфест в мае выдаст на-гора все сонаты Бетховена в исполнении Даниэля Баренбойма, а все симфонии – с оркестром Венской филармонии под управлением Андриса Нельсонса. Театр «Ан дер Вин» в феврале-марте предлагает ворох мероприятий – от нового «Фиделио» до «Эгмонта» и новой оперы на бетховенские темы. Но и Штаатсопер не поленилась – представила четыре часовых матинэ со всеми песнями Бетховена и премьеру «Леоноры» – первой редакции «Фиделио» образца 1805 года.

Об этой другой Леоноре мы и поговорим. Другой прежде всего для Москвы и России. Которые не хотят признавать «Фиделио» оперой. Мы знаем Леонор Верди, и трубадурских, и из «Силы судьбы», и даже доницеттиевскую из «Фаворитки», а вот бетховенскую – никак не хотим знать. Уже много лет назад Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко исполнил этот шедевр концертно, а потом Александр Титель хотел перенести в Москву потрясающую постановку Мартина Кушея из Штутгарта, но «эксперимент не удался». И Москва продолжает сидеть без всякого тебе «Фиделио», как Золушка. Кушей поставил и вправду феноменальный по силе мысли спектакль, но даже немецкая публика, для которой «Фиделио» – как для нас «Евгений Онегин», его восприняла в конце 90-х годов без восторга (максимальное число выключений телевизора при прямой трансляции). Еще я хотел бы упомянуть в качестве прелюдии к рецензии и спектакль Дэвида Паунтни в Брегенце в 1990-е годы, где вся интрига была повернута в метафизически-религиозную сторону. В то время показывать на сцене тюрьму и заключенных было совсем не современно. Выяснилось, что сегодня эта тема весьма актуальна.

Но сначала несколько слов о песнях Бетховена. Четыре матинэ, по часу каждый, вобрали все песни. И позволили проследить, как из песенок «на случай», салонных или почти деревенских, образовывалось постепенно то, что стало потом славой и осанной Шуберта. Певцы были разные, скорее дежурные, чем выдающиеся, зато пианисты первого сорта (что для Бетховена верно) – Кристин Окерлунд и Сесиль Рестье. Певцы – молодые и броские сопрано Брайони Дуайер и Даниэлла Фалли, звучный двухметровый баритон Самуэль Хассельхорн, профессорского облика и звучания тенор Херберт Липперт. Замечу, что буклетов с текстами песен не предложили, и даже в скромной бумажке с «составом» не указали авторов стихотворений. Все спето корректно, грамотно, но в Молодежной программе Большого немецкие лидер иногда поют и получше. Так что тут мероприятие скорее прошло «по разнорядке», чем с душой.

Дженнифер Дэвис – Леонора

Что касается «Леоноры», первой редакции «Фиделио», то она оказалась более чем интересной и привлекательной. В ней партии посложнее, позаковыристее, тут нужно пахать и пахать в украшениях, особенно самой Леоноре. И должен вам сказать, такая Леонора нашлась. Ирландка Дженнифер Дэвис выдавала настолько изощренное пение, что и самая матерая генделевская героиня позавидовала бы. Большой и полетный голос, красивый, даже обольстительный тембр, вполне привлекательная внешность.

Ее сценическое поведение определялось приемом нового текстовика Морица Ринке и режиссера Амели Нирмайер – у Леоноры-певицы есть двойник, Леонора-актриса, Катрин Рёвер, которая играет в модных сериалах и потому обладает дополнительным сценическим обаянием. Две Леоноры много рассуждают о том, что надо делать и как жить в этом мире. Поначалу это забавляет и даже цепляет, потом немного уходит в песок.

Вообще спектакль Нирмайер хорош идеями, но в реализации проигрывает. Весьма актуальная мысль по поводу гэбэшных сотрудников Пизарро: они все как на подбор, офисный планктон, стройные, в основном высокие, коротко стриженные, серые брючки, белая рубашечка, элегантный жилет. И носятся табуном, как заведенные. А заключенные – в разношенных майках грязно-бурого цвета, иногда чуть не до колен, в абы каких штанах типа треников, с нечесаными головами, иногда романтично спускающимися до плеч. И иногда получающими на голову черный мешок в знак того, что они «террористы». Костюмы Аннелиз Ванлере точные и впечатляющие, в отличие от сценографии Александра Мюллера-Эльмау, вполне заезженной. За развитием событий мы поначалу следим с нескрываемым интересом, тут нам важно, кто кого переубедит (в жизни у нас тоже бывают свои заморочки). И то, что развязка решена привычно и дежурно, как нечто несбыточное, во всеобщих костюмах ликующей массы со стразами и вульгарно-броского цвета, очень разочаровывает. Конечно, про внешнюю нарядность в таких случаях мы не можем забыть и в жизни. Но дайте же нам хоть на секунду погрузиться в романтическое забытье – или ударьте страшной жизненной правдой. Она в спектакле не возникает, тут есть скорее сценические удачи, которые примиряют с театром как таковым.

Потому что и музыка тоже не «ударяет под дых». Дирижер Томаш Нетопил очень мастеровит, работает над партитурой честно, но он играет скорее Spieloper в духе Флотова, чем великую бетховенскую музыку. Ее нам приносят певцы. Уже названная Дженнифер Дэвис, знатный тенор Беньямин Брунс – Флорестан (которому тут тоже есть что попеть!), феноменальный по воздействию ветеран Фалк Струкман – Рокко. Но и «каскадной паре» Марцеллине и Жакино есть что сказать – очаровательная Чен Райс и грузный Йорг Шнайдер растворяются в пении по-настоящему действенно. Много новой музыки, по сравнению с «окончательным» «Фиделио», и она убеждает на все сто. Хорош Самуэль Хассельхорн в роли всезамиряющего Дона Фернандо (он выбран еще и потому, что похож на австрийского федерального канцлера Себастьяна Курца, успевшего недавно поменять свои политические интересы), дельный и муляжный одновременно.

Не получился категорически образ злодея Пизарро у прекрасного певца Томаса Иоханнеса Майера. Да, с точки зрения сценической вроде бы все «сходится», мерзкий красный костюм, истеричность, паника, агрессия на все сто. Но чувствуешь снова некую «дежурность» такого антигероя, в котором ничего за внешностью не скрывается. И к тому же Майер в этот вечер не так эффектно звучал, как полагалось бы.

Томас Иоханнес Майер – Пизарро

Поэтому в сумме немного ни то ни се. Придумано занятно, выглядит современно, но внутренняя недоделанность у режиссера, который больше замысливает, чем реализовывает, приводит к некоторой «смази всеобщей», как в игре нашего детства. Только блистательные, залихватские певческие работы и спасают. Но, вообще говоря, это и есть характерный признак сегодняшней венской Штаатсопер.

Девять врат в царство познания души Год Бетховена

Девять врат в царство познания души

На лейбле PentatonE вышли бетховенские симфонии в исполнении Марека Яновского и Симфонического оркестра Западногерманского радио

И еще на 250 лет Год Бетховена

И еще на 250 лет

В год бетховенского юбилея Вена должна была стать одним из главных центров чествования великого композитора.

Дверь в иное Год Бетховена

Дверь в иное

По случаю 250-летия Людвига ван Бетховена журнал «Музыкальная жизнь» провел юбилейный опрос современных российских композиторов.

Бетховен для страждущего человечества Год Бетховена

Бетховен для страждущего человечества

Герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» композитор Адриан Леверкюн в порыве мрачного отчаяния хотел отнять у людей Девятую симфонию Бетховена: «Я понял, этого быть не должно.