2022 год – эпоха метамодернизма и эстетического плюрализма, в которой модернистская искренность и устремленность вполне комфортно соседствуют с иронией и интертекстуальностью постмодерна в произведениях искусства. В современной академической музыке (данный ярлык сам по себе уже вызывает много вопросов, в частности его «академическая» составляющая) нет одного довлеющего элемента или генеральной линии: музыка может быть максимально диссонантна или консонантна, использовать мажорные трезвучия или шумы, ссылаться на уже существующую композиторскую традицию или попросту ее отрицать.
Однако у всех нас, так или иначе, есть определенные вкусы и предпочтения. Помимо этого, есть и определенная мода, меняющаяся время от времени. Например, в западном авангарде 1950-х годов использование трезвучий, незамысловатых ритмов и тембров – музыкальный моветон. В 1970-х ситуация существенно меняется с приходом постмодернизма, поощряющего стилизацию, пастиш и откровенную пародию на художественный оригинал. Ну а в 1990-х «простота» становится достаточно распространенным художественным утверждением. И, несмотря на это, в некоторых профессиональных кругах такая музыка до сих пор часто рассматривается как недостаточно новаторская или оригинальная.
В истории противостояния с музыкальным истеблишментом всегда появлялись фигуры и акторы, желавшие и готовые преобразовывать музыкальный ландшафт современности. Герой же сегодняшнего текста – британский лейбл Another Timbre («Другой тембр»), название которого все-таки претендует на аутсайдерство и наличие альтернатив музыкальному мейнстриму, – таких ярых целей не преследует. Смысл его существования – это скорее искренняя попытка лейбла-метамодерниста поделиться с миром своей сокровенной музыкой – музыкой тембрально, ритмически и гармонически простой, музыкой, заставляющей нас сфокусироваться на звуке как таковом или на его отсутствии, музыкой, сделанной из другого тембра современности.
Another Timbre был основан звукозаписывающим инженером Саймоном Рейнеллом в 2007 году в Шеффилде, будто еще более подчеркивая не только эстетическую, но и географическую обособленность от столицы Великобритании и ее вкусов. Примечательно то, что так называемая посткейджевская эстетика лейбла, создавшая на наших глазах что-то вроде культа, абсолютно полностью сложилась под влиянием самого Рейнелла, изменения музыкальных вкусов которого отражались и на релизах Another Timbre, выпустившего уже более ста семидесяти дисков. Поначалу проект занимался выпуском импровизационной музыки в духе британской группы свободной импровизации AMM или авангардного гитариста-импровизатора Дерека Бейли, но со временем акцент сместился на сочиненную музыку, вдохновленную композиционными практиками Джона Кейджа и Мортона Фелдмана, – пьесы, записанные на бумаге в общих чертах, но подразумевающие достаточно свободный подход к их исполнению, так называемые open scores.
Интерес к однородному и простому музыкальному материалу, внимательному вслушиванию в тихие звуки и тишину, как для слушателей, так и для исполнителей, роднит Another Timbre с лейблом-побратимом Wandelweiser Records, для которого перечисленные пункты также являются почти обязательными требованиями к любому релизу. Важным годом в истории Another Timbre стал 2012-й, когда лейбл выпустил бокс-сет Wandelweiser und so weiter, состоящий из 6 дисков и совмещающий музыку как композиторов объединения Wandelweiser (Юрг Фрей, Майкл Писаро, Антуан Бойгер, Эва-Мария Хубен и другие), так и авторов, не аффилированных с вышеупомянутым объединением (Джон Кейдж, Джеймс Сондерс, Джон Уайт, Фил Даррент и другие). Прослушивание этого альбома попросту невозможно в общественном транспорте или на вечеринке: часто звуки находятся на нижнем пороге допустимого восприятия громкости. Только концентрируясь на этой музыке, можно по-настоящему погрузиться в атмосферу статических шумов, ритмичных колебаний и тягучих звуков, плавно перетекающих с переднего плана на дальний и обратно.
Вторая важная веха в развитии Another Timbre связана с релизом камерных сочинений британского композитора Лоренса Крейна в 2014 году. Этот двойной альбом – первый в дискографии лейбла релиз, полностью прописанный нотами от начала до конца и не содержащий ни капли импровизации или алеаторики. Таким образом, 2014 год стал отправной точкой для жанровой диверсификации, дополняя портфолио лейбла сочиненной музыкой. Наряду с упомянутым альбомом Wandelweiser und so weiter, данный альбом является одним из самых успешных в каталоге лейбла. Не исключено, что именно он и сыграл большую роль в популяризации музыки Крейна, волна увлечения которым дошла и до России. Также это первое сотрудничество Another Timbre с лондонским ансамблем Apartment House, чьи записи в последующие годы будут часто выпускаться на лейбле.
Музыка Крейна завораживает своими простыми музыкальными жестами, восходящими и нисходящими мелодиями и привычными аккордами. Она вроде бы нам знакома, но в то же время по-настоящему свежа. И именно этот новаторский музыкальный контекст, при котором используются базовые элементы, и делает музыку такой привлекательной. Крейновское кредо – поиск пестрых и неординарных звучностей через пробу и эксперимент, используя музыкальные элементы, которые наш слух давно уже перестал подмечать.
В 2016 году финский лейбл Frozen Reeds неожиданно для всех любителей экспериментальной музыки публикует архивную запись пьесы Femenine Джулиуса Истмана, написанную в 1974 году. Этот релиз – начало «Истмании» и всплеск интереса к музыке автора, которого долгое время считали забытым (об этом и других подробностях судьбы Истмана читайте в статье «Джулиус Истман: Феникс, восставший из пепла», «Музыкальная жизнь» № 7–8, 2021). Это событие не обходит стороной уже упомянутый ансамбль Apartment House, чья творческая деятельность наряду с Another Timbre тесно завязана на расширении канона современной музыки. Лейбл предоставляет возможность для распространения такой редкой и уникальной записи, и в 2019 году выходит диск Julius Eastman: Femenine – первый после архивного релиз пьесы и дань уважения композитору.
Произведения Истмана сочетают композиционные приемы минимализма с «низким» искусством, используют простые аккордовые прогрессии и поощряют импровизацию. Femenine стоит особняком в стиле Истмана и не содержит той темной и напряженной атмосферы, присущей многим другим произведениям композитора. Пьеса полна радостных красок и витающего ощущения беззаботности, которое может успокоить любого слушателя. Несмотря на эйфорический характер 67-минутной композиции, данная запись отражает всю серьезность и сосредоточенность, свойственную Apartment House.
Кроме популяризации уже известных авторов, Another Timbre продвигает и менее известные голоса современной музыки. Один из таких примеров – нидерландский и бразильский композитор японского происхождения Луис Энрике Юдо, не имеющий формального музыкального образования. Юдо всю жизнь работал художественным директором маркетинговой компании и дизайнером, но научился сочинять сам. Творческий подход автора – преображение визуального произведения в произведение звуковое, а девиз звучит так: «Зрительное восприятие – музыкальный результат». Исполнение его музыки подразумевает активное участие ансамбля в выработке и нюансировке материала.
В марте 2020 года выходит диск Luiz Henrique Yudo: Chamber Works, во многом подходящий и отражающий дезориентированное состояние общества в начале пандемии. На первый взгляд, можно подумать, что такой аматорский подход к сочинению музыки не может создать что-то интересное и уже давно практикуется студентами музыкальных образовательных учреждений. Однако результаты Юдо говорят об обратном и звучат очень даже эффектно. Авторское сочетание самых ординарных тембров и гармоний и заведомая монотонность ритма производят гипнотическое впечатление на слушателя. Многоголосность фактуры сливается в единое целое, будто калейдоскоп, создающий мимолетные зарисовки из отдельных кусочков.
В этом году Another Timbre будет отмечать свое пятнадцатилетие. За это время лейбл заслужил доверие и авторитет почитателей из разных частей света и доказал свою приверженность идеям продвижения альтернативной музыки, будь то уже признанная классика XX века или формирующая общественный вкус музыка современных композиторов. Учитывая, что изначально намеченная жанровая политика видоизменилась, как и, собственно, вкусы Рейнелла, лейбл заявляет, что эволюция – это абсолютно естественный процесс. Главный вывод, который напрашивается после прослушивания каталога релизов Another Timbre, – это завуалированный стейтмент: статичность – это новая динамика.