Дружно полечку станцуем События

Дружно полечку станцуем

Нынешний VI Крещенский фестиваль в «Новой Опере» посвящен профессии дирижера

Выбор темы не случаен и вполне естественен: сама «Новая Опера» создавалась как театр дирижерский и носит имя своего основателя, выдающегося дирижера Евгения Колобова. В век доминирования режиссерского начала в опере дирижер словно отступил несколько в тень: в большинстве случаев не он сегодня определяет лицо постановки – ​интенданты и публика уже гораздо в большей степени ориентируются на постановщика и его команду. Однако так было далеко не всегда, и нам всем еще памятна эпоха Караяна или Светланова, когда маэстро – ​музыкальный руководитель был неоспоримым авторитетом, буквально божеством, что для артистов, что для слушателей-зрителей. Похоже, что напомнить о роли и месте музыкального руководителя в опере, подчеркнуть его неоспоримое главенство в театральном произведении, в котором, на наш взгляд, суть все же заключена в музыке, и в меньшей степени в театре как таковом, призван нынешний фестиваль.

Дирижеры разных поколений и разных школ, разных эстетических кредо участвуют в этом смотре. Главный дирижер «Новой» британец Ян Латам-Кёниг дирижирует в нежно любимом им французском репертуаре («Фауст») и в опусе XX века, к эстетике которого он относится с нескрываемым энтузиазмом («Пассажирка»). Мастер больших итальянских полотен молдавский дирижер Александр Самоилэ, ныне возглавляющий Одесский театр оперы и балета, взялся за плакатного вердиевского «Набукко». Другую яркую итальянку – «Мадам Баттерфляй» – интерпретирует главный дирижер Башкирского оперного театра Артем Макаров. Близкую итальянскому бельканто «Жизнь за царя» взвалил на свои плечи Валентин Урюпин, ныне руководящий Ростовским симфоническим оркестром. Неоперный вечер (Реквием и Месса до минор Моцарта) доверен главному дирижеру Калабрийского филармонического оркестра Филиппо Арлиа. Наконец, финальный гала проведут два молодых маэстро – Андрей Данилов из Самары и Илья Дербилов из Ульяновска.

Программу фестиваля традиционно составили премьеры театра этого («Баттерфляй» и «Жизнь за царя») и прошлых («Фауст», «Пассажирка») сезонов, но, как обычно, не обошлись и без спецпроектов. Помимо моцартовского концерта это – «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны в концертном исполнении, продолжившая линию раритетов, за которую на прошлом фестивале «отвечали» «Марта» Флотова и «Андре Шенье» Джордано. Название предложил Феликс Коробов – когда-то первый «постколобовский» главный дирижер театра, постоянный участник Крещенского фестиваля.

Опера Сметаны давно не звучала в наших широтах, хотя мировая премьера ее полной трехактной версии (канонической, той, в которой она теперь идет повсеместно) состоялась в Петербурге по инициативе и под управлением великого «русского чеха» Эдуарда Направника (1870). Долгие десятилетия именно вторая опера Сметаны являлась главным, если не единственным послом чешской музыки на мировых оперных сценах. Ныне она здорово потеснена «Русалкой» Дворжака и операми Яначека, однако в родной Чехии по-прежнему идет практически в каждом оперном театре; нередко ставится и за рубежом, особенно любят ее в немецкоязычных странах, где, как правило, поют по-немецки, имена главных героев переиначивают на немецкий лад и вообще считают практически своею национальной лирико-комической оперой.

Маэстро Феликс Коробов и оркестр «Новой Оперы»

Маэстро Коробов справедливо утверждает, что «…в наше время славянская музыка не ценится по достоинству» – в тренде «совсем иные песни»: если ты исполняешь барокко или Вагнера, то ты – культуртрегер, модный маэстро, а «послом русской музыки», каким был, например, тот же Светланов, или чешской, как выдающийся англо-австралийский дирижер Чарльз Маккеррас, быть не столь престижно. «И абсолютно зря! – восклицает Коробов. – “Проданная невеста” – цельное и многоплановое произведение. Там есть прекраснейшие лирические страницы, это очень интересная, “нелинейная” опера. И в хорошем смысле сделанная: ни одна линия не брошена, все доведено до конца. Все просчитано, в том числе, так называемый национальный элемент. Написано не только сердцем, но еще и очень хорошей головой! Великолепная инструментовка, ни одна ария не затянута, абсолютная выстроенность формы».

Невероятную красоту и цельность этой партитуры публика могла по достоинству оценить на концерте фестиваля. Феликсу Коробову особенно удались два момента: передать жизнерадостный задор этой чешской почти оперетки (первоначально «Невеста» была создана именно в этом формате) и добиться драматургической цельности, стремительности развития действия. Весьма запутанную по сюжету историю Коробову удалось донести предельно ясно и с пониманием традиции. Упор был сделан на бравурные, яркие эпизоды, а также на забавные бытовые ситуации с их колоритными диалогами – лирико-комическая опера предстала в большей степени в своей второй, комической ипостаси. Сочное звучание оркестра, яркое и упругое, лихо подчеркивающее бойкую ритмику фольклорных элементов партитуры, создало нужную атмосферу и буквально с первых звуков увертюры заворожило всех присутствующих в зале. Колоритный юмор либретто Карела Сабины, выразительный чешский язык, звучание которого, с одной стороны, близко нам, с другой, несколько парадоксально (с обилием шипящих звуков и концентрацией согласных), создавали в зале атмосферу погружения в невероятно обаятельную культуру родственного славянского народа. Энергичное и красивое пение хора (хормейстер Юлия Сенюкова), роль которого здесь не столь уж велика, но значима (он и открывает оперу, и появляется во всех важных, кульминационных моментах), дополняло картину музыкального благополучия.

Весьма удачным оказался и состав солистов – состоящий полностью из артистов театра. Предельно лирической Маженкой, может быть, несколько даже вне привычных традиций (обычно эту партию поют более крепкие голоса), предстала Ирина Боженко, демонстрируя блестящее владение колоратурой. Колоритного Кецала подарил выразительный Алексей Антонов, с блеском справившийся и с разнохарактерными ариями героя, и с многочисленными ансамблями. Теноровая «дуэль» доставила истинное наслаждение: победитель последнего образцовского смотра «Хосе Каррерас Гран-при» Андрей Данилов радовал ясным и чистым, с уверенным верхним регистром голосом, столь уместным для решительного Еника. Однако от Данилова этого вполне ждали, памятуя об его успехе на конкурсе, а вот второй тенор, дебютант Александр Тюпа оказался настоящим откровением: принятый в труппу театра только в сентябре певец из Астрахани приятно удивил красивым тембром, сильным голосом и очень крепким, можно сказать, мастерским владением им.