Дух черкесской музыки События

Дух черкесской музыки

В Камерном зале филармонии исполнили произведения адыгских (черкесских) композиторов

Черкесская музыка в последнее время стала регулярно появляться в программах. Например, частый гость модных российских площадок – этнографический проект Ored Recordings из Нальчика. Фольклор Кавказа интересен не только нам: в прошлом году ансамбль проекта выступал на нидерландском Le Guess Who? – едва ли не главном фестивале немейнстримной музыки в Европе. Академические сочинения черкесских композиторов для многих посетителей филармонии – terra incognita, потому что в Москве они исполняются очень редко. Адыгских авторов разных поколений представили на концерте Союза композиторов.

Старшее поколение – Аслан Дауров, Джабраил Хаупа и Аслан Нехай – композиторы, родившиеся в начале 1940-х годов. В их наследии встречаются сочинения разных жанров и форм, но важную роль для каждого сыграл фольклор: они делали обработки подлинных песен и для своих произведений часто выбирали музыкальный материал, напоминающий народный. Переосмысление национальной культуры для адыгских авторов – неотъемлемая часть творческого процесса, особенно это чувствовалось в произведениях композиторов старшего поколения. Ведущий концерта музыковед Сергей Уваров сказал об одной из пьес, что композитор одевает «фольклор в академические одежды».

Сонатина для флейты и фортепиано Аслана Даурова – ее исполняли Ирина Пешкова (флейта) и Диана Кончева (фортепиано) – была построена на танцевальных энергичных ритмах, и в ней флейта звучала, как пастуший рожок. Для этого же состава написана Сюита № 1 Джабраила Хаупы (сыграли Варвара Воробьёва и Мурат Кабардоков), здесь диалог с народной музыкой ощущался в мелодике и тонкой работе с фактурой. Важная сторона черкесской культуры – скрытая темпераментность – отразилась наиболее ярко в сочинениях Аслана Нехая: Токкате для фортепиано (исполняла Амина Кясова) и Сонате-фантазии для виолончели и фортепиано (партия виолончели – Игорь Ботвин, фортепиано – Мурат Кабардоков).

Украшением концерта стал необычный инструмент – кавказская гармоника. В этот вечер сочинения исполняли Сюзанна Тхалиджокова и Залимгери Темирканов – участники трио «Пшина». Для многих слушателей гармоника прочно ассоциируется с музыкой средней полосы России, но у черкесов тембр звучит совершенно иначе. Композиторы могут создавать с помощью инструмента причудливые наслоения ритмов и фактур, как в Сонате Хаупы, а могут – что-то драматичное и эпическое, как в «Песне-плаче об Адиюх» Даурова. Последняя основана на легенде о гибели молодой девушки; пьеса звучит как хорал на органе с густыми басами, в ней передано что-то вселенское и необъятное, как грандиозное пространство гор.

Молодые адыгские композиторы – Мурат Кабардоков и Артем Пысь – известны больше, чем их старшие коллеги. Возможно, их творческой реализации способствовало и то, что они живут в столичных городах. В 2020 году оба стали лауреатами конкурса «Партитура». Кабардоков учился в Петербурге и сейчас активно выступает с концертами не только в качестве композитора, но и как пианист. Пысь окончил Московскую консерваторию и участвовал во многих молодежных проектах последних лет. Композиторов объединяет и то, что они мастерски стилизуют. Пысь – автор экспериментальных пьес с использованием расширенных техник игры на инструментах, а также работает с массовыми жанрами и стилями (например, с рэпом или роком). Кабардоков параллельно с академическими сочинениями занимается киномузыкой. В его фильмографии – сотрудничество с режиссерами Александром Сокуровым, Алексеем Учителем и Кантемиром Балаговым.

Вечер хорошо дополнила беседа с композиторами о национальном, традиционном и новаторском в творчестве. В разговоре с Уваровым Пысь отметил, что при обращении к народной музыке для него важно отказаться от профессионального образования, европейского слуха и «вернуться к подлинным фольклорным интонациям». Бережное отношение к национальной традиции было хорошо заметно по двум его миниатюрам – душевной «Адыгской лирической» и игривом «Танце нартов», обе написаны для гармоники. Сочинения Кабардокова в этом концерте оказались наиболее европейскими по языку, хотя он часто обращался к кавказской музыке в других сочинениях. Сюита для флейты и фортепиано (флейта – Варвара Воробьёва, партия фортепиано – автор), красочная и загадочная, напоминала пьесы импрессионистов. В поэме для виолончели и фортепиано Reflections on a dream (исполняли Игорь Ботвин и автор), тоже очень таинственной, все же возникали народные черты, это отражалось в быстрых эпизодах с импульсивным ритмом.

На концерте было интересно наблюдать за тем, как смешиваются разные культуры: народные и академические жанры, национальные и классические инструменты. Этот микст – огромное поле для творчества, и хотелось бы, чтобы с черкесской музыкой, ее авторами и исполнителями познакомилось как можно больше слушателей.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»