Два Чайковских на юбилее Владимира Федосеева События

Два Чайковских на юбилее Владимира Федосеева

В «Зарядье» и Московской консерватории прошли концерты в честь 90-летия маэстро

В этом году человек-легенда, мэтр дирижерского искусства Владимир Федосеев отмечает солидную дату – 90 лет. Несмотря на возраст, Владимир Иванович полон сил и творческой энергии, по-прежнему встает за пульт своего коллектива – Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского и, к счастью, не собирается уходить на заслуженный отдых. Его работоспособность поражает: даже собственный юбилей маэстро провел не в зале, а на сцене – продирижировал как своим любимым Моцартом (Ноктюрн / Серенада №  8 ре мажор), так и гораздо реже звучащим в его интерпретации Скрябиным (Прелюдия для оркестра «Мечты»).

В «Зарядье» юбиляра поздравил со сцены сам Патриарх Кирилл, который вручил Владимиру Ивановичу орден Славы и чести I cтепени. Как оказалось, Патриарх Московский и всея Руси слушал выступления БСО и Федосеева еще в юности: «Совершенно особое отношение лично к вам, к вашему творчеству сопровождает почти всю мою сознательную жизнь». На что маэстро, растрогавшись, ответил: «А для меня вся моя жизнь – это служение нашему Отечеству». Затем начались уже музыкальные поздравления. В причудливых вариациях «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова Денис Мацуев то сотрясал зал энергичными синкопами, то заставлял вслушиваться в затухающий звук – словом, в очередной раз уверенно-непринужденно представил знаменитый рахманиновский цикл. После чего выдал с оркестром на бис музыкальный сюрприз, узнаваемый с первых же остинатных аккордов – сюиту «Время, вперед!» Свиридова, пожелав, таким образом, юбиляру не останавливаться. Впрочем, на этом грандиозное чествование не закончилось – эстафету перехватил композитор Александр Чайковский. Во втором отделении целых четыре коллектива – БСО, ансамбли «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и камерный оркестр Musica Viva под управлением Дениса Лотоева исполнили «Вариации на тему FEDOSEEV». В них томная лейттема-монограмма, составленная из звуков фамилии маэстро, добавила сочинению ориентальный оттенок. В целом эта красочная симфоническая партитура, оркестровкой которой бы наверняка восхитился Римский-Корсаков, развивалась подобно сказочному эпосу, который вскоре сменился музыкой в духе советской кинокомедии.

 

На втором юбилейном концерте в Большом зале консерватории еще один подарок Федосееву преподнес Николай Луганский, с которым его связывает дружба длиною в 30 лет. Пианист исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший невероятно пронзительно и трогательно, особенно медленная часть, в которой Луганский бережно извлекал тему-мелодию. И, конечно же, на праздник к Федосееву не мог «не заглянуть» еще один Чайковский – на этот раз Петр Ильич, которого юбиляр боготворит всю свою творческую жизнь. Четвертая симфония развернулась как масштабное повествовательное действо, словно отражающее путь художника от мрака к свету – ведь «жить все-таки можно», как утверждал композитор. И этот жизнеутверждающий финал с темой «Во поле береза стояла», исполненной с лихой удалью, стал лучшим завершением вечера. А сам его «виновник» после долгих стоячих оваций очень мило и трогательно поблагодарил своих слушателей цитатой из «Евгения Онегина»: «Я вас люблю. Люблю безмерно!»

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»