Два Чайковских на юбилее Владимира Федосеева События

Два Чайковских на юбилее Владимира Федосеева

В «Зарядье» и Московской консерватории прошли концерты в честь 90-летия маэстро

В этом году человек-легенда, мэтр дирижерского искусства Владимир Федосеев отмечает солидную дату – 90 лет. Несмотря на возраст, Владимир Иванович полон сил и творческой энергии, по-прежнему встает за пульт своего коллектива – Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского и, к счастью, не собирается уходить на заслуженный отдых. Его работоспособность поражает: даже собственный юбилей маэстро провел не в зале, а на сцене – продирижировал как своим любимым Моцартом (Ноктюрн / Серенада №  8 ре мажор), так и гораздо реже звучащим в его интерпретации Скрябиным (Прелюдия для оркестра «Мечты»).

В «Зарядье» юбиляра поздравил со сцены сам Патриарх Кирилл, который вручил Владимиру Ивановичу орден Славы и чести I cтепени. Как оказалось, Патриарх Московский и всея Руси слушал выступления БСО и Федосеева еще в юности: «Совершенно особое отношение лично к вам, к вашему творчеству сопровождает почти всю мою сознательную жизнь». На что маэстро, растрогавшись, ответил: «А для меня вся моя жизнь – это служение нашему Отечеству». Затем начались уже музыкальные поздравления. В причудливых вариациях «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова Денис Мацуев то сотрясал зал энергичными синкопами, то заставлял вслушиваться в затухающий звук – словом, в очередной раз уверенно-непринужденно представил знаменитый рахманиновский цикл. После чего выдал с оркестром на бис музыкальный сюрприз, узнаваемый с первых же остинатных аккордов – сюиту «Время, вперед!» Свиридова, пожелав, таким образом, юбиляру не останавливаться. Впрочем, на этом грандиозное чествование не закончилось – эстафету перехватил композитор Александр Чайковский. Во втором отделении целых четыре коллектива – БСО, ансамбли «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и камерный оркестр Musica Viva под управлением Дениса Лотоева исполнили «Вариации на тему FEDOSEEV». В них томная лейттема-монограмма, составленная из звуков фамилии маэстро, добавила сочинению ориентальный оттенок. В целом эта красочная симфоническая партитура, оркестровкой которой бы наверняка восхитился Римский-Корсаков, развивалась подобно сказочному эпосу, который вскоре сменился музыкой в духе советской кинокомедии.

 

На втором юбилейном концерте в Большом зале консерватории еще один подарок Федосееву преподнес Николай Луганский, с которым его связывает дружба длиною в 30 лет. Пианист исполнил Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший невероятно пронзительно и трогательно, особенно медленная часть, в которой Луганский бережно извлекал тему-мелодию. И, конечно же, на праздник к Федосееву не мог «не заглянуть» еще один Чайковский – на этот раз Петр Ильич, которого юбиляр боготворит всю свою творческую жизнь. Четвертая симфония развернулась как масштабное повествовательное действо, словно отражающее путь художника от мрака к свету – ведь «жить все-таки можно», как утверждал композитор. И этот жизнеутверждающий финал с темой «Во поле береза стояла», исполненной с лихой удалью, стал лучшим завершением вечера. А сам его «виновник» после долгих стоячих оваций очень мило и трогательно поблагодарил своих слушателей цитатой из «Евгения Онегина»: «Я вас люблю. Люблю безмерно!»

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»